Балет «Барышня-служанка» возвращается на сцену Эрмитажного театра

В конце декабря 2022 года на сцене Эрмитажного театра Санкт-Петербурга состоялся показ балета «Барышня-служанка». Спектакль завершал торжественную церемонию награждения победителей VI Международного конкурса елочных игрушек «Создай экспонат для Эрмитажа», организаторами которого выступили Государственный Эрмитаж совместно с технопарком «Айра». Генеральная идея конкурса – сохранение традиций в прямом и переносном смыслах. В результате на конкурс было представлено свыше 2000 работ со всего мира. Беспристрастное жюри выявило победителей, работы которых оказались на елках в фойе музея (подробнее об этом https://support.hermitagemuseum.org/ru/news/view/260).

Обновленная версия балета Мариуса Петипа «Барышня-служанка» представлена в финале как изысканный подарок победителям. В ней приняли участие артисты балета различных коллективов Санкт-Петербурга, в том числе солистов Мариинского театра и Театра балета имени Леонида Якобсона, в сопровождении Симфонического оркестра Olympic Orchestra (художественный руководитель – Алексей Степанов, дирижёр – Александр Голиков). Костюмы и декорации воссозданы по сохранившимся эскизам И.А. Всеволожского. Режиссер-постановщик обновленной редакции балета Эвелина Гржибовская.

Легкий и незамысловатый балет еще в годы своего создания не претендовал на виртуозный классический танец и задумывался авторами как сюита галантных танцев XVIII столетия в духе А. Ватто и Н. Ланкре (оригинальная постановка 1900 года в афише именовалась «Испытание Дамиса»). Схожим по духу оказалась «Барышня-служанка» XXI столетия. Непритязательный сюжет разыгрывается в изысканном доме графини Люсинды, где ее юная дочь Изабелла с нетерпением ждет появления своего жениха. Дамис помолвлен, хотя еще лично не знаком с Изабеллой. Лукавая невеста подвергает его испытанию, поменявшись платьем со служанкой Маринеттой. Дамис с честью выходит из щекотливой ситуации, за что в награду получает руку Изабеллы. Как и положено пасторальным сюжетам любовь побеждает.

Постановка создана на основе оригинальной партитуры А.К. Глазунова, с сохранением сюжетной коллизии балета М. Петипа, декорации и костюмы воссозданы по эскизам И.А. Всеволожского (известного галломана, многолетнего директора императорских театров, впоследствии директора императорского Эрмитажа) и художника П.Б. Ламбина. В программе, выпущенной к спектаклю, говорится, что «балетмейстер обновленной сюиты» Эвелина Гржибовская. И тут нужно отметить, что речь идет не о постановке 1900 года, а о спектакле, премьера которого состоялась в декабре 2020 года с хореографией Станислава Беляевского. В прессе утверждалось, что автором «воссоздана утраченная оригинальная хореография. Это стало возможно благодаря сохранившимся нотациям из Гарвардской Театральной Коллекции библиотеки Хоутона» (https://spbvedomosti.ru/news/culture/v-ermitazhnom-teatre-podveli-itogi-konkursa-avtorskoy-novogodney-igrushki/). Как показывают опыты последних лет реконструкции старинных балетов никогда не бывают идентичны тому, что видели зрители на премьерных показах. Все же вариации на тему «Испытания Дамиса» на сцене Эрмитажного театра в 2020 и 2022 годах – постановки по мотивам сочинения М. Петипа.

Эвелина Гржибовская – солистка балета, репетитор и хореограф, сохраняет легкость и изящество пасторального сюжета, где старинные французские танцы как нельзя лучше соответствуют духу рокайльных полотен, живописных пейзажей, обязательной для данной темы легкости и кокетства героев. Как отмечалось в спектакле не может быть виртуозного классического танца, музыкально-хореографическое полотно построено на изяществе шагов, рафинированных позах, незатейливых комбинациях, действие раскрывается в мизансценах с хрестоматийной театральной пантомимой. Акцент постановщика сделан на органичности существования в сценическом пространстве танцовщиков, которые должны в соответствии с духом времени императорского балета не завышать позиции рук, нарочито не выпячивать выворотные ноги, перемещаться в пространстве сцены грациозно и не терять зрительного контакта с партнерами и близко расположенной публикой. Это не внушительный зал Мариинского театра, тут каждый взгляд и жест выразительны и «читаются» зрителем, улавливающим тонкую грань перехода от органичной актерской игры к жеманности. Напомним, балет изначально задумывался для сцены Эрмитажного театра, его камерность придавала истории особенный колорит.

В числе участников спектакля стоит выделить Люсинду – Александру Иосифиди, высокую, статную, как нельзя лучше соответствующую духу спектакля. Лишенная танцевальной характеристики она проживает на сцене всю гамму чувств, компенсируя выразительной пантомимой и пластикой все переживания своей героини, идущей на поводу у прихоти дочери. Главным героям Изабелле ­– Татьяне Ткаченко и Дамису – Степану Демину, при всем обаянии не хватало легкости в танце и выразительности пантомимы. Молодые артисты виртуозно вращаются и справляются с самыми замысловатыми комбинациями, порой скрывая за техникой актёрское мастерство и чистоту позировок. В таких галантных балетах невозможно спрятать от взгляда публики ничего, даже самые незначительные шероховатости становятся выпуклыми и притягивают внимание.

После просмотра зритель остается в легком смятении. Несомненно, представленный спектакль – симпатичное зрелище для камерной сцены, так как погружает в атмосферу французской пасторали, и музыка способствует принятию этого прекрасного в своей простоте спектакля. Только вот вызывает горькое сожаление тот факт, что идет он после церемонии награждения, без должного представления, так чтобы даже обыватель ощутил мимолетное соприкосновение с маленьким чудом – возвращением произведения искусства в родную мастерскую, где оно создавалось. Ведь в далеком 1900 году на сцене Эрмитажного театра уже пожилой маэстро Петипа мерил шагами эту самую сцену, спорил с Глазуновым о темпах и характере музыки, вел долгие дискуссии с Всеволожским о композиции декорационного оформления и костюмах, подгонял артистов и оркестр. Зритель нового столетия должен проникнуться этой атмосферой. К сожалению, организаторы вечера не акцентировали внимание присутствующих на трогательности этого самого момента.

В целом появление в репертуаре «Барышни-Крестьянки» – историческое событие. Пусть эта постановка не для массовой публики, но она должно жить в родных стенах легендарного ныне музея и напоминать, что в этой легкой истории есть свое очарование и историческая значимость. Хочется верить в счастливую судьбу постановки «Барышня-служанка» Эвелины Гржибовской – постановщика с чутким вниманием к деталям, пониманием стиля и характера этого балета, которая подарила взыскательной петербургской публике один из самых изящных спектаклей.

Иллюстрации: https://zifff.ru/disk/21-12-2022-ermitazhnyy-teart

 Янина Гурова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *