«Свет с неба»

Среди многочисленных премьер последнего времени спектакль «Свет с неба» (режиссер Анджей Бубень) каждому театралу нужно включить в список обязательного к просмотру, дабы увидеть впервые сыгранную на русском языке пьесу британского драматурга Дэвида Хэйра в исполнении известных артистов театра и кино Светланы Щедриной (Кира Холлис), нар.арт.РФ Игоря Скляра (Том Серджант), Арсения Мыцыка (Эдвард Серджант).

Премьера состоялась 30–31 марта 2022 года

Киностудия «Ленфильм» (первый павильон)

В основе сюжета – внезапно прерванная история любовников, которые волею судеб сперва неожиданно оказались в вихре страсти, а после, не растратив прежнего пылкого чувства, расстались, не успев договорить, чтобы также неожиданно однажды встретиться вновь. Их гложет недосказанность, незавершенность в отношениях и обстоятельства, способствующие попытке начать все сначала или же поставить точку.

Она – молодая романтичная особа, загнанная судьбой в лондонские трущобы. Он – богатый эгоист, потерявший жену и пребывающий в ссоре со своим взрослым сыном. Социальная пропасть между Кирой и Томом, при всей разности, объединена острой жаждой любви и понимания, основанной на горьком чувстве одиночества и вины.

Размеренная жизнь молодой учительницы социальной школы едва не рушится, когда на пороге ее квартиры появляется восемнадцатилетний сын бывшего любовника. Молодой, беспечный Эдвард как напоминание о прошлой жизни, нарочно вычеркнутой Кирой несколько лет назад. Она уверяет своего гостя, что не скучает, если только не считать вкуснейших завтраков, подававшихся в серебряной посуде. Беззаботный юноша рассказывает Кире как страдает отец, характер которого стал невыносим после смерти матери и теперь человек, «эмоционально недоступный», он замкнулся в роскошном доме, выстроенном в одном из престижных пригородов Лондона, и мучает домочадцев своей хандрой. По мнению сына, отец избрал себе лучшим другом справочник «Желтые страницы», способствующий оперативному решению вопросов, что помогает избегать помощи окружающих. Эдвард пришел просить Киру встретиться с ним. Юноше казалось, что «родители были ближе», когда она жила рядом. В их общем прошлом в семье Серджантов присутствовала пусть и внешняя, но все-таки иллюзия гармонии.

Едва Эдвард ушел, как вновь стук в дверь и на пороге уже стоял Том. Его неожиданное появление рушит хрупкий внутренний баланс героини, негодование которой вырывается криком отчаяния. Она избегала этой встречи, оказалась не готова к ней и сейчас, в особенности на собственной территории. Кира и Том пытаются выстроить диалог, но он сводится к «люблю и ненавижу» через цепь воспоминаний. Незримо возникает образ Эллис, супруги Тома, красивой, но глуповатой манекенщицы, которая однажды приютила Киру, дала работу в ресторане, через 40 минут знакомства повысила ее в должности, после чего открыла двери своего дома. Кира подружилась с женой своего любовника, зачастую занималась детьми и единственным условием пребывания в доме Серджантов была ее установка – Эллис не должна ни о чем догадываться. Молодая, пылкая, с живым умом Кира приехала в Лондон учиться, фактически сбежав от своего деспотичного отца адвоката. Первое знакомство с Томом обернулось для нее вспышкой страсти к человеку много старше ее по возрасту, к которому «в комплекте шла жена».

Однажды Том нарочно оставил на кухонном столе любовные письма, которые писала ему Кира, в надежде на их обнаружение Эллис. Он создал повод для развода, надеясь начать все сначала с молодой любовницей. Но Кира сбежала, как когда-то из дома, не сказав ни слова, она исчезла из жизни Серджантов по-английски, без объяснений, которые, несомненно, заслужил Том за 6 лет их отношений. Кира три года жила на окраине Лондона избегая каких бы то не было контактов со своим прошлым.

За это время Эллис мучительно умирала от тяжелой болезни в роскошной зеленой башне дома в Уимблдоне, которую Том обустроил специально для нее, искупая вину за измену. Вот только после смерти жены, так и не осознав, почему ему выпала такая участь, он задается вопросом: «Куда смотрят боги, посылая нам столько несчастий?». Том не замечает страдания окружающих, вероятно, сознавая себя самым одиноким.

Кира тяжело работает: ее ученики – трудные подростки, школа на другом конце Лондона. Она преодолевает это большое расстояние, прислушиваясь к разговорам попутчиков. Она живет в своей реальности, без друзей, так и не примирившись с прошлым. Обмениваясь колкостями, взаимными упреками каждый находит ответы на вопросы, которые должны были прозвучать задолго до расставания. Том искупал свою вину перед супругой, обустраивая дом и сад, Кира – обрекая себя на одиночество в самом отдаленном уголке неблагополучного района.

С рассветом Том покидает квартиру Киры. Столь же неожиданно на пороге вновь появляется Эдвард. Он принес ей тот самый роскошный завтрак в серебряной посуде, о котором полушутя полувсерьез она говорила вчера.

Декорированный первый павильон Киностудии «Ленфильм» как нельзя лучше способствует погружению в происходящее. Обветшалые стены, старые радиаторы, едва различимые таблички на стенах, условные границы квартиры и нависающая кариатида – как портал в иную реальность, где разворачивается действие. Зритель – невольный свидетель семейной ссоры не старых любовников, а героев, переживающих временную размолвку. Они бранятся, мирятся, обнимаются. Параллельно на плите готовятся спагетти, натирается сыр, разливается по стаканам виски. Живой, полнокровный, лирический и смешной спектакль оставляет очень приятное послевкусие. Фактически открытый финал придает ему незавершенность, публика может пофантазировать над продолжением истории, в которой герои счастливы вместе или напротив, вновь расстаются, чтобы встретиться опять.

«Свет с неба» – постановка вне времени и географии (несмотря на четко указанные локации). Здесь каждый зритель находит близкое для себя, рефлексирует на шутки, колкости и тонкие полунамеки. И в этом замкнутом пространстве, где задействован каждый угол и нет ничего лишнего, развивается житейская история, понятная, трогательная и многозначительная.

Спектакль, рассчитанный на троих артистов, фактически построен на колоритном дуэте Светланы Щедриной и Игоря Скляра. Их персонажи обретают определенное звучание. Кира–Щедрина нарочито грубовата вначале, но в ней отчетлива видна внутренняя нежность и забота, которой она готова окутать своего возлюбленного, стоит только преодолеть барьер собственной гордости. Она хрупкая, но смелая становится еще выразительнее на фоне импозантного и саркастичного финансиста Тома–Скляра. Он уже не пытается очаровывать, лишь подтрунивает в ожидании, когда наступит подходящий момент сокрушить непреступную гордость героини. В их слаженный дуэт очень гармонично вошел Эдвард–Мыцык, актер, которому на сцене едва можно дать свыше заявленных 18 лет. Органичный, преисполненный уважения к героине, взбалмошный и забавный вначале, неожиданно к финалу преображается в галантного кавалера, истинного лондонского денди, который старается угодить симпатичной ему женщине. Два небольших эпизода с Эдвардом придают спектаклю особое очарование, беззаботность, диссонирующую с миром Киры и Тома. В трио актеров просматривается гармония партнерства, что придает спектаклю легкость восприятия без «лишних швов» между сценами.

Важно отметить, что декорационное оформление при всей своей простоте очень выразительно, передает атмосферу ночного Лондона, где туман сменяется дождем, мокрым снегом, из окон квартиры видна блеклая стена с граффити. Проекция рисунков Бэнкси вторит общему настроению, дополняет недосказанное своим выразительным и лаконичным изображением (тонко вплетенным в драматургическую ткань постановки) то легендарной девочки с красным шариком, который после лопнет от ее выстрела из рогатки, мальчика на горе сложенного оружия, трогательно держащего игрушечного медвежонка и крепко сжимающего руку девочки, то юноши как символа выбора между любовью и деньгами. Все это завершается изображением той же мечтательной девочки, что выводит алой краской на стене «Love». Игра света, теней, стол с горой тетрадей, книгами у его ножек, доской с формулами – это мир, в котором есть место будущему.

Павильон киностудии «Ленфильма» стал отличной альтернативой театральным подмосткам: атмосферный он дал возможность публике оказаться внутри этой простой и понятной истории любви, негаснущих чувств. Спектакль «Свет с неба» станет ярким дополнением театральной афиши нашего города, это несомненная удача режиссера Анджея Бубень, команды артистов и всех сопричастных к постановке.

Янина Гурова

Билеты на ближайшие спектакли: Купить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *