Легенда отечественного современного танца Саша Кукин о театре и грядущей премьере спектакля «Обладание»

«Мне кажется важно этот спектакль посмотреть взрослым и детям»
Саша Кукин

28 января на сцене пространства «Плоды просвещения» Театр танца Саши Кукина представит премьеру спектакля «Обладание». Постановка соединяет нетривиальную драматургию, современный танец под аккомпанемент шотландской пост-рок группы «Mogwai», в сопровождении фото и видео ряда.

Янина Гурова: В конце января состоится долгожданная премьера Вашего спектакля «Обладание». Это возобновление работы 2012 года или совершенно новая редакция?

Саша Кукин: Вы правильно заметили, работа эта не новая. Сейчас другой состав труппы, и мы решили именно восстановить спектакль, который обязательно нужно увидеть. «Обладание» – постановка, которая, как мне кажется, хорошая, она всегда нравилась зрителям. Мы создаем свой репертуар, стараемся сохранять лучшие работы. Несмотря на то, что моей труппе 30 лет и сделано очень много, некоторые спектакли, лучшие, стараюсь возобновлять с каждым новым составом артистов.

Я.Г.: Как проходили первые показы 10 лет назад?
С.К.: Впервые мы показали «Обладание» 6 февраля 2012 года на сцене театра «Лицедеи». Еще в декабре 2011 в Эрарте, когда там не было сцены, в огромном выставочном пространстве с единственным белым квадратным экраном (вместо необходимого черного, на котором идет видеоряд) мы провели генеральную репетицию, которую посмотрели 50 человек.
В феврале следующего года прошла официальная премьера. Танцевали ее Александр Челидзе, Елена Чурилова (это хореографы, имена которых сейчас у всех на слуху), Анна Юрко, Мария Замиралова.

Я.Г.: Что Вас вдохновило на выбор вечной темы взаимоотношений родителей и детей?
С.К.: В 2010 году меня увлекла шотландская пост-рок группа «Mogwai». Я должен был пойти на концерт, но не сложилось. Мой друг прислал ссылки, чтобы я послушал музыку, одна из композиций называлась «Kids will be skeletons» («Дети будут скелетами»). В том, что дети рождаются, чтобы умереть нет ничего нового, но мне понравилась эта тема, тем более что задолго до этого я уже рассматривал вариант постановки, связанной с похожей идеей.
Начиная с 2009 года я регулярно посещаю сайт Shorpy, где размещены десятки тысяч старых фотографий работающих детей. В основном это снимки 1908–1911 годов, сделанные Льюисом У. Хайном (штатным фотографом американского Национального Комитета Детского Труда, который начал первую в истории США кампанию против эксплуатации детей на производстве). Задачей фотографа было запечатлеть работающих мальчишек и девчонок и проинтервьюировать их, уточняя, что они делают, кто их родители, сколько зарабатывают. В их числе были «ньюзи» (дети, продающие газеты). Они были широко распространены во всех штатах и работали ради заработка на билет в кино, который стоил достаточно дорого. Распространяя газеты, эти дети могли обеспечить себе хобби. Но чаще всего дети работали из-за нищеты, их не могли содержать родители. Стекольные, ткацкие фабрики, шахты активно использовали детский труд, они всегда были даже на самом тяжелом производстве. Доклад Льюиса У. Хайна, в котором говорилось об условиях труда детей, сопровождающийся фотографиями, послужил веским доказательством в пользу запрета эксплуатации детей. На каждой фотографии счастливые лица улыбающихся мальчиков и девочек. Я увидел их и подумал, что их всех давно нет в живых. Вот в чем проблема. Когда через несколько лет я услышал «Kids will be skeletons», у меня сформировалась идея постановки.
На том же Shorpy я нашел серию фото из Атлантик Сити, где курортное побережье 2,5–3 км – песчаные пляжи, дальше широкая эспланада для пеших прогулок. За этим деревянным настилом лестницы, ведущие в отели, магазины. Те, кто не купается, дефилируют по этим помостам. Иногда они едут в коляске, которую тащит молодой человек, рикша. Они неплохо зарабатывали, катая гуляющих: пожилых дам и парочки, для которых это было приятное времяпрепровождение.
Композиция «Mogwai» «How to Be a Werewolf» навела на другую мысль. Werewolf – оборотень, человек, который перевоплощается в другое существо. И я подумал, что будет хорошо превратить эту коляску в самолет, что мы в итоге и сделали. На сцене края нашей прогулочной коляски опускаются, превращаясь в крылья. И тут интересно, что летчики тех лет были молодыми людьми, средний возраст 21 год. Молодые и бесстрашные они осваивали первые самолеты.
Возникла идея конфликта вначале спектакля. На побережье мальчик ньюзи флиртует с девочкой. Прогуливающиеся в коляске просят своего рикшу купить газету. Парень покупает, но тут же отнимает деньги и начинается собственно действие.
Моя труппа все-таки танцевальная, не театральная. Мне интересна хореография, но иногда у меня случаются спектакли, такие как «Скамейка», «Вспышка», «Обладание», где есть чуть больше элемента театральности. Пожалуй, «Обладание» самая театральная из всех.

Я.Г.: В каком контексте подразумевается обладание?
С.К.: Основная идея – это обладание взрослыми детьми, относящимися к ним как к собственности. Каждый ребенок – это чистый лист, у него свой характер, он требует определенной свободы, необходимой для развития. Его нужно воспитывать, но чаще родители обращаются с ними, как с собственной вещью.
Однажды мы показывали «Обладание» подросткам. Собрался полный зал, дети шумели, хулиганили, но притихли как только начался спектакль. Они сидели так тихо, что можно было пролетающую муху услышать. Это постановка про них, и они чувствуют это. Мне кажется важно этот спектакль посмотреть взрослым и детям.

Я.Г.: Как Вам кажется за 10 лет изменилось поколение артистов их восприятие темы постановки?
С.К.: Премьеру танцевали артисты постарше нынешних. Сейчас самой взрослой танцовщице 26 лет, а тогда всем было почти по 30. Взрослые опытные люди, они более глубже воспринимали материал. Но современные его тоже хорошо принимают, возможно им немного не хватает опыта. Но я не вижу принципиальной разницы между ними на сцене. Различия касаются только интерпретации. Потрясающим мальчиком была Аня Юрко, блестящая травести. Она могла бы сделать карьеру в ТЮЗе. Мне вообще очень нравился первый состав. Мы держали спектакль в репертуаре 4 года, показывали 23 раза и это рекорд. Второй состав тоже был хороший. Я подсчитал, что «Обладание» увидели всего 1500 человек, некоторые приходили по несколько раз. Это очень маленькая аудитория. Это трагедия и для современного танца, и для нашей труппы: что очень мало зрителей смотрят постановки.

Я.Г.: Возможно одна из причин в том, что мало кто понимает современный танец.
С.К.: Его не понимали тогда, в 90-е, не понимают и сейчас. Как будет публика понимать современный танец, если в течение многих лет мы были оторваны от мирового культурного контекста. Настоящий джаз начался в 1950-х, хотя у нас говорили, что он звучал в «Веселых ребятах». А разрешили его играть, когда в начале 70-х, в Тбилиси, прошел первый джазовый фестиваль. Потом появился в России рок. Под негласным запретом был модерн. Когда мы создали труппу, публика ничего не знала о современном танце, о модерне. Надо было помогать коллективам современного танца, они не требуют много вложений, но этого не случилось. В свое время я написал открытое письмо (http://kukin.spb.ru/about/documents.html), где обрисовал ситуацию с современным танцем в Петербурге и европейских городах. Отреагировал председатель городского комитета по культуре А.Н. Губанков, пригласил меня на открытый круглый стол и даже обещал найти финансирование. Но его перевели в Москву, и на том все закончилось. Мы многие годы были единственной профессиональной труппой современного танца в Петербурге.
Что касается «Обладания», то его видело не так много зрителей, хотя тема очень актуальная.

Я.Г.: Как Вы выстраиваете действие, сопровождение видеорядом?
С.К.: Я выстраиваю хореографию, сопровождая серией фотографий, многие из которых взяты из фондов Библиотеки Конгресса, в том числе ряд фотографий 1865 года, отражающих казнь сопричастных к покушению на Авраама Линкольна. Как известно, актера Джона Уилкса Бута застрелили при захвате. Его подельников и тех, кто был признан виновным в покушении, приговорили к смертной казни. Американцы до сих пор считают позорной страницей эту историю, потому что надо было судить виновных. По сути, только Бут намеревался убить президента, его соучастники ничего не сделали. Даму, у которой подельники собирались, также повесили. А вот ее сын, свидетель заговора, через две недели после убийства Линкольна был задержан уже в Нью-Йорке и его судили, но в результате оправдали. Серия этих фотографий также подходит к теме нашего спектакля. Это портреты молодых людей, которых подставили. Все это легло в основу танца макабра (танец смерти). Пожилая дама в сетке – Смерть, она появляется в конце первой части, руководит происходящим. На заднем плане идет серия указанных фотографий. В финале камера фокусируется на одном из детей, который стоит в толпе и смотрит на повешенных. По одной из версий этот мальчик в кепочке будущий известный американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло. Эти дети, хороший мосточек между частями. Четвёртая часть «Friend of the Night» – тема любви и желания детей найти контакт с родителями. Подростковые проблемы – это же результат отторжения родителями детей, которые впадают в состояние грогги, ключевой момент для понимания. На заднем плане фотографии работающих детей завершаются фокусировкой на знаменитом кадре, где в яме сидит десяток ребят. Фотография была сделана в Лондоне 1941 года. Ямы рыли для того, чтобы те, кто не успел укрыться в бомбоубежище, могли пересидеть налет. Если задуматься, то за штурвалами самолетов, сбрасывающих бомбы, молодые ребята-летчики, почти дети. Внизу в окопах смотрят в небо точно такие же дети, укрывающиеся от артобстрелов. Вот такой мосток.
«Обладание» – это рассуждение на вечную тему взаимоотношения взрослых и детей. Компактный 45-минутный спектакль самодостаточный, который нужно видеть.

  • Театр танца Саши Кукина
  • Театр танца Саши Кукина
  • Театр танца Саши Кукина
  • Театр танца Саши Кукина

Билеты на спектакль можно приобрести:
https://afisha.yandex.ru/saint-petersburg/plastical_performance/obladanie-teatr-tantsa-sashi-kukina
https://spb.kassir.ru/teatr/teatr-plodyi-prosvescheniya/premera-spektaklya-obladanie_2022-01-28

Сайт театра:
http://kukin.spb.ru/

Театр танца Саши Кукина в социальных сетях:
https://www.instagram.com/s.k.dance_company/
https://vk.com/skdcompany

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *