пермского театра «У моста»
(в основе пьеса В. Константинова и Б. Рацера
по мотивам одноименной повести Д. Клдиашвили)
Гастроли пермского театра «У моста» в Санкт-Петербурге прошли с большим успехом. В особенности публике пришлась по душе музыкальная комедия «Мачеха Саманишвили», легкая история из солнечной Грузии.
В репертуаре самобытной театральной труппы эта постановка третья на грузинскую тему, ей предшествовали комедии «Ханума» и «Зурикела». Режиссер и художник Сергей Федотов создал трогательные и ироничные спектакли, где все продумано до мельчайших деталей. Режиссер театра кропотливо выбирает репертуар, роли для каждого актера, а также декорации, костюмы. Особенно выделяется музыкальное оформление постановок, каждая песня, музыкальная композиция деликатно вписана в ткань истории.
Классическая режиссерская транскрипция, хорошая драматургия, легкость в подаче и общая эстетика – отдельный вид удовольствия. В основе сюжета судьба большой семьи из маленькой имеретинской деревни, где есть место передрягам под палящим грузинским солнцем, приправленным домашним вином.
За искромётным юмором сокрыта горечь переживаний овдовевшего Бекинэ, мечтающего о любви, его сына, жаждущего дать все лучшее ребенку, опасающегося желания отца вновь жениться. С другой стороны, житейская неустроенность Элене, суетливо исполняющей прихоти обнаглевших братьев. За каждой острой шуткой жизненный вопрос, порой до бескрайности неловкий. Бедность каждой семьи провоцирует дурные помыслы, но любовь в результате побеждает. Грехи и пороки человеческие в круговерти семейных дрязг, подчеркивают боль родителей всех поколений за своих детей непутевых, неустроенных, пьющих, зависимых, подрастающих, которым еще бы приданное собрать, корову сберечь, да замуж выдать.
Спектакль легкий, наполненный музыкой и танцем, искрометным юмором и острыми фразами, в которых сокрыты глубоко философские вопросы. Крепкая труппа легко справляется с непростым материалом. В числе исполнителей нельзя не отметить Владимира Ильина (статного горца Бекинэ). Он органичен в своей роли настолько, что, проживая за два часа отрезок жизни своего героя, меняется во взгляде и повадках, не теряя яркой индивидуальности Илья Бабошин (Платон) ведет роль на одном дыхании, переживая гамму эмоций он то лихо танцует лезгинку, то поет как настоящий грузин. Особенно хорош хоровод вдов, лейттемой проходящий через весь спектакль (Татьяна Голендухина, Милена Хмылова, Анастасия Леднева, Екатерина Пономорева). Карикатурные персонажи одним своим появлением вызывают живой смех публики, без лишних слов и напыщенного наигрыша.
«Мачеха Саманишвили» один из лучших спектаклей пермского театра «У моста» и хочется верить, что постановка будет жить и ее увидят, как можно больше зрителей.
Я. Гурова