В этом году наша страна отметила 80-летие со дня Великой Победы. Как никогда актуальным остается спектакль Нины Мадан «Письма с фронта», который до сих пор сохраняется в репертуаре Марийского Государственного Академического театра оперы и балета им. Э. Сапаева, Московского Государственного Академического детского музыкального театра им. Н.М. Сац и других.
С балетмейстером Ниной Мадан о спектакле и его судьбе беседовала Ксения Царегородцева
Ксения Царегородцева: Нина, расскажите пожалуйста, как вам пришла идея создания спектакля «Письма с фронта»?
Нина Мадан: когда-то с моей командой: с режиссером и художником, которые оформляли мои спектакли, хотели создать постановку на военную тематику. Премьера балета «Письма с фронта» состоялась 1 июня 2014 года в Московском государственном Академическом детском музыкальном театре им. Н.М. Сац. Он был приурочен к грядущему 70-летию ВОВ войти в цикл мероприятий «На встречу Победе». Постановка сразу же завоевала признание публики. С ней мы выступали на различных международных фестивалях и просто гастролировали в таких города, как Красноярск, Ярославль, Саратов, Уфа, Сочи, Тверь и многих других. Однажды на балетном форуме «Балет XXI век» в Красноярске «Письма с фронта» увидел художественный руководитель Марийского Академического Государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева Константин Иванов и предложил поставить спектакль в Йошкар-Оле.
К.Ц.: как был выбран музыкальный материал?
Н.М.: Я очень давно работаю с музыкой Валерия Гаврилина, и в целом очень люблю его творчество, вообще уважительно отношусь к отечественным композиторам. Мне безумно нравится эта тема памяти и уважения всем тем, кто воевал. С трепетом отношусь ко всем нашим ветеранам, осознаю, как все это было страшно. И сегодня это душе трепещущая тема, которую необходимо помнить, почитать и о которой необходимо говорить. Насколько важно в то военное время было поднятие духа наших солдат, всех людей, народа, да и страны в целом. А дух поднимали чем? Песнями, танцами, искусством, театром, нужно было поднимать хорошим настроением. Поэтому было написано столько военных песен, создано танцев, спектаклей и много всего. И все это в совокупности с музыкой Гаврилина, послужило для меня определенным вдохновением.
К.Ц.: Каждый раз, когда вы переносите этот балет в другие театры, привносите ли вы что-то новое?
Н.М.: Например, если сравнить две постановки в Москве и в Йошкар-Оле, то разница состоит в том, что в Йошкар-Оле намного больше сценическая площадка. Поэтому я в любом случае переделывала хореографию, задействовала в два раза больше артистов. Никогда не переделываю подлинно написанные письма, которые читают актёры на сцене. Специально что-то нет, я стараюсь всё-таки оставлять. Я в какой-то степени консерватор, но и в то же время, конечно, могу подстроиться под новое. Но, в принципе, люблю оставлять то, как это было поставлено: поддержки, переходы, рисунки. С каждым новым выходом спектакля на сцене всегда что-то переосмысляю и переделываю, хочется добавить, что-то новое, но, чтобы это не выбивалось из общего сценария, который уже строго прописан. Иногда могу со светом поиграть, по-другому его сделать, где-то что-то добавить, где-то убрать, где-то звуковые эффекты добавить, хочется всегда что-то как-то подкорректировать, это нормально. Ну только вот в таком плане. Художественное оформление остается одинаковым, потому что у нас еще есть, конечно же права художника.
К.Ц.: Нина, вы очень часто участвуете в международных и всероссийских конкурсах, как хореограф, занимаете там призовые места. Как это все начиналось? Были ли какие-нибудь трудности при создании постановок?
Н.М.: Моя карьера началась с того, что я сама участвовала в конкурсах. Конечно, участвовала и как хореограф, и как артистка балета, и все работы, которые нужно было предоставить и показать по программе конкурса, по каждому туру я ставила сама. В первую очередь и для себя, и для тех артистов, которые представляли мои работы. Далее, когда я уже стала лауреатом всероссийских и международных конкурсов, как хореограф, и как артистка балета, мне уже стали заказывать и предлагать, чтобы я ставила работы и номера для артистов. Я ставила на артистов Большого театра, театра Станиславского, для театра Йошкар-Олы, для Московской Государственной Академии Хореографии, для Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. Очень много, где ставила. Сейчас я много работаю с театром Станиславского, что, конечно, меня очень радует. В целом, получаю удовольствие от работы с каждым театром, с каждым артистом балета, люблю работать с каждым учащимся Академии. Не могу сказать, чтобы что-то где-то было очень тяжело или где-то очень легко. Нет, это просто работа, которая доставляет мне огромное удовольствие. Я люблю ставить разное, на музыку разных композиторов, на разные темы. Для меня это важно. Но, правда, если нужно что-то поставить специально в рамках программы, то, конечно, здесь немножко сложнее. Ведь когда у тебя есть свобода выбора, ставишь как хочешь, когда рамки – ты вынужден их придерживаться.
К.Ц.: «Письмами с фронта» лейттемой проходят последние 10 лет в вашем творчестве?
Н.М.: Да, это очень интересная история, что порой нас связывает и соединяют люди. Например, когда-то давно я ставила номер для девочки на Всероссийский форум в Красноярске, где я с ним заняла второе место. Девочка на тот момент была совсем еще юная, училась на втором курсе хореографического училища. Я ставила номер, который называется «Давай без слёз», он впоследствии стал первым дуэтом начала спектакля «Письма с фронта». Девочка танцевала этот номер с солистом театра «Русский балет» Вячеслава Гордеева. И вот спустя 10 лет они снова встретились, чтобы вновь станцевать это номер на концерте. Вот такая интересная история – своего рода военная лейттема.
К.Ц.: Ваш номер «Вечерняя прогулка», с которым участвовали во Всероссийском конкурсе артистов балета в Йошкар-Оле, взял приз «За лучшую хореографию специально поставленных к конкурсу номеров». Посмотрев его у меня на душе, появилась удивительная легкость и какое-то светлое чувство. Во-первых, прекрасная музыка композитора Андрея Эшпая и конечно же хореография, которая при всей своей технической сложности выглядит легко и непринужденно. Как пришла идея обратиться именно к этому композитору? И сама музыка продиктовала вам сюжет или было что-то другое?
Н.М.: Артисты балета Алексеева Алина из театра Н.М. Сац и Филенко Даниил из театра Станиславского попросили меня поставить номер к конкурсной программе. Сергей Александрович Усанов, мой дедушка, подсказал, что в этом году в Йошкар-Оле, да и по всей республике Марий Эл отмечается 100-летие со дня рождения Андрея Эшпая. А так как он очень хорошо знал его лично, то сказал, что многие его произведения подойдут под стиль, настроение моей хореографии. И вот так с Сергеем Александровичем мы пришли к этому номеру. Музыка продиктовала четкий сценарий к этому номеру. Время конца 70-х–начало 80-х годов, прошлого века, опять же, то, что я люблю, такое вот отечественное. Музыка прям как будто написана для кино.
Сама музыкальная композиция называется «Вечерняя песня», а танец –движение, действие. А движение что у нас может быть? И в этой музыке я услышала прогулку двух людей, которые действительно с лёгкостью, с вдохновением, с трепетом и с очень большим чувством любви, влюблённости относятся друг к другу. Молодой человек и очень юная девушка прогуливаются, без забот, без проблем, всё пахнет вечером, всё легко и как будто бы, возможно, это каникулы или после сдачи экзаменов в институте, или какой-то маленький отпуск где-то на берегу моря или в каком-то обычном парке.
Музыка продиктовала сюжет и действительно, я потом сама со стороны увидела, что получилось то, что мне хотелось увидеть. Я очень надеюсь, что Андрею Эшпаю тоже понравился бы этот номер, он близок к настроению и теме музыкального произведения, и тут, как мне кажется, мы совпали. Художник, Анна Гладкова оформляла когда-то со мной «Письма с фронта, помогла подобрать и сшить костюмы для этого номера. Я очень рада была с ней снова поработать. Анна помогает мне сотрудничать с другими театральными постановками, театрами и сценическими площадками. Она сейчас топовый известный дизайнер в Москве, у нее есть свой бренд Fluffy N, который мне очень нравится и вообще я вся в него одета.
К.Ц.: Расскажите пожалуйста какие нюансы есть когда ты участвуешь в конкурсе как хореограф, а когда ставишь хореографию на танцовщиков в номинации «современный номер»?
Н.М.: Тут есть две разницы. Если ты участвуешь в конкурсе хореографов как хореограф, тогда действительно можно очень хорошо показать себя, свои взгляды, своё мировоззрение, ты здесь демонстрируешь себя как хореографа, потому что участие идёт в конкурсе между постановщиками. Тут у тебя полная свобода, но и главное следовать по программе. Ведь, что такое конкурс? Это когда есть определенная программа, когда ставятся определенные условия для того, чтобы участники соревновались честно, справедливо и на одинаковых условиях. И естественно нужно правильно соблюдать все это, и если идет несоблюдение, то жюри и председатель имеют полное право не допускать к конкурсу до участия или снять с конкурса. На моей практике было много инцидентов, когда хореографы не придерживались программы, настолько уходили в себя что даже не читали условия конкурса и вот такие инциденты, к сожалению, имели место быть, и это справедливо.
К.Ц.: И какой совет исходя из богатого опыта вы можете дать молодым хореографам?
Н.М.: Мой совет, не только быть в себе, а уметь смотреть по сторонам и понимать: где ты? В чем принимаешь участие? В каких конкурсах, какие там условия и так далее. Например, если говорить про европейские конкурсы, то там больше свободы. Я сама участвовала в европейских конкурсах и ездила учиться на мастер-классы (это были Голландия, Амстердам, Гага, Гронинген, Рим, Сполето, Бургас, Мадрид). В конкурсной программе разных городов всегда была свобода: контемпорари, модерн. У них нет почти условий и можешь ставить как видишь, чувствуешь, показываешь полностью себя. А у нас в России есть условия, под которые ты подгоняешь свою работу, и это мне нравится больше, все-таки это не авторская работа. В этом больше есть присутствие соревновательного момента, момента мотивации. Появляется дух бойца, ты стремишься быть лучшим. Хотя у всех участников бывает по-разному: кто-то просто хочет показать себя, как хореографа, кто-то себя рекламирует и не гонится за премией, дипломом или деньгами. А иногда просто бывает «Дай попробую». Как правило это начинающие хореографы, которые, которые сами еще впервые участвуют в конкурсе. Хотя мы все прекрасно что главное – это не победа, а участие.
К.Ц.: А если мы говорим про постановку номеров на артистов в рамках конкурсной программы?
Н.М.: А если мы говорим про конкурсные номера по программе для артистов балета или если мы ставим на учащихся хореографических училищ, то тут конечно у меня очень большой опыт. Главное показать артиста, его лучшие качества, его данные и способности. За номер современная хореография идет отдельная оценка, он как правило идет либо во втором, либо в третьем туре. И тут очень важно помочь участнику, необходимо увидеть его и понять. Например, может быть, он плохо слышит музыку, значит где-то проставить ритмические моменты, кто-то романтику лучше берет, кто-то в дуэте лучше выглядит или соло. Поэтому очень важно показать именно его лучшие стороны, его лучшие качества, ставить именно на артиста, на человека. Потому что на конкурсах иногда за исполнение современной хореографии ставится отдельная оценка, по мимо умения исполнять классическую хореографию. Важно вытащить и показать, качество того или иного артиста, учащегося, чтобы он рос по баллам и шел к победе.
При постановке номеров на разные хореографические конкурсы для себя я поняла, что одно дело, когда ты сам участвуешь как хореограф, это одно, а другое дело, когда ты предоставляешь своего ученика. И очень важно понимать эту разницу.
К.Ц.: А вот, например когда вы смотрите балет, даете ли вы анализ хореографическому тексту, поставленный другим балетмейстером? Например, а тут бы я вот так поставила?
Н.М.: Нет, нет. Я никогда не говорю, что тут я бы сделала вот так. Люблю и стараюсь смотреть работы разных мастеров, звезд-легенд и делать уже какой-то анализ просто для себя. Такие хореографы-мастодонты как: Юрий Николаевич Григорович, Начо Дуато, Иржи Киллиан, Генрих Майоров, я учусь у них. Тем более, что Юрий Николаевич и Генрих Александрович были моими педагогами. Так как неоклассический хореограф с легким отголоском модерна, смотрю и обожаю Джорджа Баланчина. Что касается современных хореографов, то тут я просто наблюдатель, я наблюдаю: о тут интересно, тут менее. Конечно, я даю оценку, но про себя, я ни с кем не делюсь своим мнением, не выставляю это в каких-то сетях, я просто наблюдаю, анализирую и делаю выводы исключительно для себя. Я очень уважительно отношусь к своим коллегам. Другое дело, когда ты сидишь уже и судишь молодых, начинающих хореографов. И тут уже да, приходится судить и оценивать работу хореографа, ты выполняешь свою работу, смотришь детали, происходит анализ, наблюдение. Конечно, где-то учимся, а где-то понимаем, что тут уже и не стоит смотреть. Разные хореографы, разные постановки, разные ситуации, но вот мысль: «А я бы поставила тут вот так!». Нет, я никогда так не говорю. Потому что мы все разные, со своими взглядами и конечно же любой хореограф вкладывает туда свою душу, свои взгляды, свои желания и каждая работа индивидуальна, и он видит так. Поэтому я с уважением отношусь к каждому хореографу и его работе.
Мне хочется пожелать всем хореографам, которые имеют большой опыт, начинающие постановщики, которые еще учатся: ни в коем случае не отходить от себя, как в жизни, так и в творческой работе, оставаться верным себе, любить себя, уважать себя и верить в себя. Тогда все работы будут искренними. Искренность должна быть, не абы как, не абы что и если не хочется ставить эту постановку, то лучше не браться за эту работу. Не должно быть слова «надо». Хореограф – это режиссер, художник, он творит, создает произведение. Есть художественное произведение, а есть хореографическое произведение, которое тоже создается как картина. Необходимо с большим интересом и большим желанием относится к тому, что ты делаешь.
Нина Мадан — хореограф-постановщик, педагог, артистка балета, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов.
Некоторые достижения и награды:
- В 2010 году получила диплом за лучшую хореографию на Первом Всероссийском Форуме «Балет XXI Века» в Красноярске.
- В 2011 году получила диплом в номинации «Хореографы» на Международном конкурсе Сержа Лифаря на Украине.
- В 2012 году стала лауреатом II премии конкурса II Всероссийского форума «Балет XXI век».
- В 2015 году получила золотую медаль на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в номинации «Исполнители современной хореографии. Ансамбль».
- В 2017 году на XIII Международном конкурсе артистов балета и хореографов, который состоялся на сцене Большого театра России, получила серебряную медаль в номинации «Хореограф».
- С 2019 по 2021 год проработала художественным руководителем, педагогом, хореографом в Центре классической и современной хореографии Petipa dance.
В апреле 2025 года Нина Мадан получила специальную премию «За лучшую хореографию специально поставленных к конкурсу номеров» на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов за номер «Вечерняя прогулка».
Ксения Царегородцева – ведущая солистка балета Марийского государственного академического театра оперы и балета имени Эрика Сапаева, заслуженная артистка Республики Марий Эл, кандидат педагогических наук, лауреат театральной премии имени Йывана Кырли, участница международных конкурсов, доцент кафедры хореографического искусства Гуманитарного университета профсоюзов