Новая комедийная лента Владимира Котта «Непослушник» (слоган «Побойся блога!») в российском прокате уже два месяца достаточно успешно собирает залы. В конкурсной программе юбилейного кинофестиваля «Виват кино России!» это единичная картина в данном жанре (5 из 8 конкурсных фильмов так или иначе затрагивают тему войн).
Сюжет ленты строится вокруг актуальной темы блогерства и хайпа на грани оскорбления чувств верующих. Известный московский блогер Дима (Виктор Хориняк) активно ведёт свой YouTube-канал «Димонстр», где выкладывает видео со всевозможными розыгрышами. После провокационной акции в церкви на него заводят уголовное дело по статье об оскорблении чувств верующих. Скрываясь от полиции, Дима крадёт документ о наложении епитимьи у своего друга Сергея (Сергей Аброскин) и направляется в Димитров монастырь Шуйского района Ивановской области, чтобы спрятаться там, выдавая себя за послушника.
История о приключения непутевого парня в провинциальном монастыре, где наивный Отец Анатолий (Юрий Кузнецов) принимает мнимого послушника, терпит его выходки и прощает, пользуется зрительским спросом. У режиссера и сценариста Владимира Котта есть своя преданная аудитория, сформированная за счет фильмов с определенной долей сарказма и иронии («Конец фильма», «Карп отмороженный» и др.). Молодая публика идет и на артистов, Виктора Хориняка, Таисию Вилкову, Аглаю Тарасову, которым в данной картине не удалось проявить какие-то новые грани своего артистического дарования. Этот любовный треугольник блогера, ученицы иконописной школы и инстадивы-продюсера невнятный. Можно предположить, что в монастыре, лишенный доступа к социальным сетям юноша переоценивает ценности и чистый светлый образ Насти (Вилковой) дает ему больше душевного трепета, чем его корыстная возлюбленная, с которой они стремились покорить интернет-аудиторию. Только вот артисты не вышли из зоны комфорта, узнаваемы, стабильны в своем амплуа.
Вся киноистория вызывает чувство досады и неловкости, за происходящее не только на экране, но и в жизни, за отражение тем бесчинства в сети, хайпа за счет оскорбления людей, погони за мнимой славой и жажда лайков, просмотров (конечно, приносящих баснословные деньги). Еще большая неловкость за разруху, что кроется в монастырях провинций, где честные люди тихо живут и служат, несмотря на все бытовые неурядицы.
Съемки фильма проходили в селе Васильковское Шуйского района на территории действующего монастыря, с живописным ансамблем церквей Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской иконы Божией Матери. Красивая локация, где на фоне дивного пейзажа поблескивают маковки церквей и вокруг контрастируют разрушенные стены исторических построек. Голод, безденежье, отсутствие воды и света отнюдь не кинематографическая выдумка, а суровая реальность. Собственно, стоит поблагодарить создателей картины за то, что поднимают вопрос о сохранении наследия и важности поддержки простых служителе церкви из глубинок. Эдакий Робин Гуд Дима не может изменить мир даже одного монастыря, он по сути своей обманщик, избегающий уголовного наказания за свою выходку. По сюжету герою удается и привлечь прихожан, собрать средства, помириться с отцом (Сергей Селин) и вернуть в монастырь воду, которую отвел себе местный предприниматель. Но все это красивая кинематографическая сказка на фоне вполне реальных проблем монастырей по всей территории нашей страны.
Нельзя не отметить яркие роли Юрия Кузнецова и эпизодическую, но очень выразительную Татьяну Орлову. Отец Анатолий при всей простоте многогранен, образ мудреца все понимающего и смиренного как нельзя лучше гармонирует с местом действия. Ефросинья руководитель иконописной школы, а в прошлом супруга настоятеля (Орлова) шкодная сладкоежка и напускно суровая придает особый шарм всей этой истории.
Сюжет предсказуемо развивается, но при этом остается интересным повествование, местами неловкое (пранк в церкви, пробежка обнаженного лжепостушника, глупые шутки в адрес полиции и служителей монастыря), но в целом кино доброе и ироничное.
Особо стоит отметить работу оператора (Денис Панов), благодаря стараниям которого каждая панорама как акварельное полотно, то сидящих смиренно рисовальщиц, то зимнего пейзажа с уникальной архитектурой монастыря, то златоглавые купола и фоном морозное синее небо, да виднеющееся за ним дома.
«Непослушник» добротный фильм с сюжетом, филигранно выстроенным на грани хорошего вкуса, но несмотря на некоторую шероховатость истории, в целом доброе и сегодня, наверное, нужное. Нужное, чтобы увидеть воочию беды и радости отдаленных уголков нашей страны, осознать нелепость социальных сетей и их пагубное влияние, важно, что все можно при желании изменить и измениться самому.