Одноактные балеты Ивана Зайцева и Олега Габышева

https://vk.com/ballet0412

Современный балетный театр при всем богатстве репертуара редко балует постановками, пронизанными светлыми чувствами, нежной лирикой, томной мечтательностью. Все реже звучит музыка отечественных и зарубежных композиторов в хорошем исполнении. К сожалению, не так часто публике доводится видеть логически выстроенную хореографию молодых постановщиков, без авангардистской философии. Потому особенно приятным открытием уходящего года стала премьера одноактных балетов «Дафнис и Хлоя» Ивана Зайцева и «Метель» Олега Габышева.

Известные артисты, творческий путь которых ознаменован победами на исполнительском поприще, лучшими партиями и триумфальными гастролями, отмечены прессой по всему миру. Иван Зайцев – премьер Михайловского театра, любимец публики, в его арсенале весь ведущий репертуар («Спартак», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Золушка», «Пламя Парижа» и многие другие). Олег Габышев – Заслуженный артист России, ведущий солист Санкт-Петербургского Академического Театра балета Бориса Эйфмана, чье исполнительское мастерство отмечено авторитетными театральными премиями «Золотая маска» и «Золотой софит». Казалось бы, логичное продолжение творческой деятельности артистов с богатым потенциалом, пребывающих на пике карьеры – в педагогике или репетиторстве. Но, каждый из них избрал самый сложный и тернистый путь – балетмейстера.

          Представленные работы можно было бы оценивать, как результат постановочного мастерства артистов–практиков. Тем не менее, Зайцев и Габышев – дипломированные хореографы, чей опыт еще не так богат, но уже отмечен премиями на Международных конкурсах и теплыми отзывами от профессионалов, что случается довольно редко.

https://vk.com/ballet0412

  «Метель» Олега Габышева – балет по мотивам одноименного произведения Александра Пушкина (из цикла «Повестей покойного Ивана Белкина», 1830) на музыку Георгия Свиридова и Петра Чайковского. Поэту понадобился один день, чтобы написать текст, хореографу – полтора месяца постановочного процесса. Действующий артист балета, расписание которого сводится к непрерывным урокам и репетициям, выкраивал время для создания собственного спектакля. Исполнители–коллеги поддерживали, подстраиваясь под немыслимый график. Сюжет известной повести Габышев отразил в трио, где судьбы героев оказываются во власти стихии – метели. Некоторый скепсис вызывал выбор сюжета и музыки.

Сочинение Георгия Свиридова играет одну из определяющих ролей в создании такого поэтичного колорита эпохи. В партитуре заложены образы природы, легко угадываются черты русской народной песенной культуры. Вкрапление в единый музыкальный материал сочинений Петра Чайковского казалось излишеством. В целом, «выхолощенные» Б.Я. Эйфманом артисты должны быть верны школе своего Мастера и дойти до подражания. Первый же выход героев доказал самобытность и самостоятельность автора.

Олег Габышев создал структурированное хореографическое полотно, пронизанное лирикой и нежностью в выразительной пластике. Деликатно раскроенная партитура Свиридова подчеркивает редкую музыкальность хореографа. Постановка изобилует оригинальными режиссерскими находками и изобретательными поддержками. Балетмейстером найдено верное настроение, эмоция, позволяющие не привязываться к именам персонажей, сюжету, а наблюдать взаимоотношения поистине русских героев, с широкой палитрой душевных переживаний. Образ метели нашел отражение и в эмоциональных метаниях героев, удачно воплощенных в замысловатых поддержках.

Премьеру танцевали сам постановщик, коллега – ведущая балерина театра Бориса Эйфмана Любовь Андреева и Иван Зайцев. Изящная Андреева – олицетворение русской барышни, чувственной с певучими руками, изысканными линиями летящих поз, выразительным телом, как нельзя лучше воплотила романтическую пушкинскую героиню. Аристократическая внешность Зайцева обогатила образ влюбленного молодого человека, чей порыв чист и искренен. Особенно выразителен мужской дуэт, где каждый герой – индивидуальность, несмотря на синхронный пластический текст. Примечательно, что между исполнителями возникает редкая творческая гармония, достоверность происходящего не вызывает сомнений.

Особенно трогательным выглядит дуэт («Романс» Свиридова). Проникновенная мелодия оттеняет ускользающее чувство героев, обреченных на расставание. Дуэт-несогласия, решен хореографом с редким изяществом, кантилена движений продумана до мелочей. Габышев выстраивает кульминацию поступенно, опираясь на музыку Свиридова, учитывает эмоционально нарастающее звучание оркестра. Автор избегает тривиального подхода – высокой поддержки на форте. Крепкие объятия, сопротивление героини – самый выразительный акцент, вызывающий у зрителя душевный отклик. Такими изысканными штрихами балетмейстер создает образы истинно русских героев. Нет ничего лишнего в хореографической партитуре, учитывая технический арсенал каждого из исполнителей. Габышев нашел пластический язык для своих героев, избегая спекуляции на акробатических трюках.

«Метель» – спектакль с живыми и полнокровными героями, выразительной хореографией, редкой музыкальностью. Драматургически выстроенный сюжет с продуманными образами, ярким пластическим почерком, индивидуальностью существует под гнетом невидимого фатума, который вершит и правит судьбами влюбленных, находя отражение в музыке, движениях, напряженном эмоциональном состоянии.

В другом балете вечера, также присутствовал вершитель судеб, но уже в образе вполне живого персонажа.

 «Дафнис и Хлоя» Ивана Зайцева – одноактный балет на музыку Мориса Равеля, поставленный с неожиданно легкой иронией и безграничной нежностью. Удивительно, как хореографу удалось на античный сюжет, с витиеватыми драматургическими поворотами, создать логически ясный спектакль. Дафнис вступает в битву с пиратами, спасая Хлою, чувства к которой придают ему силы и способствуют свершению подвигов. Балетмейстер акцентирует внимание на взаимоотношениях влюбленных, чьи чувства возникают впервые. Юность, беззаботность и первая трогательная привязанность – все находит отражение в пластике. Хореограф проявил себя как изобретательный художник массовых сцен, выстраивая живописный сценический рисунок. Заданная хореографическая тема у солистов тут же отзывается в кордебалете, классический прием, но такой редкий в современном театре.

https://vk.com/ballet0412

Пасторальная история, красочная по колористке, заведомо предполагающая счастливый финал, решена лаконично. Ясность хореографии, музыкальность исполнения и изящество – истинное удовольствие для публики, в особенности в текущем году. Сабина Яппарова (ведущая балерина Михайловского театра), многогранно одаренная танцовщица, создала образ юной задорной Хлои. В хореографической партитуре найдено решение для всего спектра эмоций: первая любовь, ревность, страх, счастье. Искренность в дуэтах, подкупающая легкость в исполнении и слаженность действия не обошлась без вершителя судеб – Пана (в исполнении солиста Михайловского театра Александра Омара). Он оберегает героев от бед, помогает преодолевать препятствия, способствует воссоединению влюбленных. Иван Зайцев представил получасовую версию балета, следовательно, ровно половину музыкального сочинения Мориса Равеля. В планах постановщика продолжить и совершенствовать работу. Интуитивно балетмейстер воплотил в постановке главную идею композитора, который задумывал сочинение как музыкальную фреску, не добиваясь воссоздания подлинной Античности, стремясь «запечатлеть Элладу мечты, близкую представлениям о Древней Греции, которое воплощено в произведениях французских художников и писателей конца XVIII века»*. Именно такой хореографической фреской нежных пастельных тонов, в лучших классических традициях получился спектакль Зайцева.

Костюмы Анны Якущенко, способствовали дополнению к образам персонажей. В «Метели» преобладали цвета неба и чистого снега, в «Дафнисе и Хлое» нежные тона – подчеркивали пасторальное настроение, юность героев.

В представленном вечере были нюансы, требующие шлифовки, отработки синхронности, стройности, но учитывая современные условия существования творческого цеха – премьера одноактных балетов Олега Габышева и Ивана Зайцева – настоящее событие. Показ на сцене Дома Офицеров – отдельное испытание, где небольшая сцена определяет количество участников, скудное техническое оснащение –невозможность полноценного оформления. Даже при всех трудностях хореографам удалось представить зрителям полномасштабные готовые работы. Действующие артисты практики заявили о себе как балетмейстеры с богатым потенциалом. Особенно приятно осознавать, что каждый из них, готовясь к премьере, отрабатывал нюансировку с исполнителями, тщательно отбирал артистов, полностью доверился художнику. Ответственность перед зрителями – редкий дар, к счастью, имеющийся и у Габышева, и у Зайцева. Оба постановщика отзывались на требования переноса спектаклей, продолжая работать, готовились к новым премьерными датам, неустанно проводя репетиции.

Вечер одноактных балетов состоялся, оставляя у публики приятное послевкусие душевности и лирики «Метели», юности и нежности «Дафниса и Хлои». Приятно осознавать, что молодые балетмейстеры предпочитают работать с литературными сюжетами и классической музыкой в качественной записи, искать себя в классических формах, экспериментировать даже в это непростое время.

p.s. Одна из веских причин успеха постановок – академическое образование Габышева и Зайцева, опыт работы в качестве танцовщиков и изысканный вкус к классическому танцу. Пройдя хорошую школу, молодые балетмейстеры мастерски пропускают «через тело» каждое движение, отсюда ясность и логика хореографии, музыкальность, постановочное чутье. Сработанность с партнерами сыграла свою роль, но умение создать цельное хореографическое полотно – мастерство, оттачиваемое годами, уже заложено в каждом из них.

* www.muzcentrum.ru

Янина Гурова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *