Закрыл юбилейный XV фестиваль «Мост дружбы» знаменитый пермский театр «У моста». Давно знакомый и любимый йошкаролинцами режиссер Сергей Федотов в последний день холодной осени согрел зрителей горячим кавказским солнцем, представив свой спектакль «Ханума». Классическая история А. Цагарели рассказывается федотовцами без попытки нового прочтения, без значительных изменений текста, без каких-либо бросающихся в глаза нововведений. Это крепкая классическая постановка, созданная не без влияния известнейшей работы Г. Товстоногова.
Сюжет пьесы известен всем: две соперницы, свахи Ханума и Кабато, пытаются повыгоднее для себя женить своих клиентов. В ходе многочисленных перипетий и интриг, три влюбленные пары соединяются, и все герои пьесы остаются счастливы благодаря находчивости главной героини – Ханумы.
«У Моста» в Йошкар-Оле ждали
Театр «У Моста» уже имеет армию поклонников в Йошкар-Оле – и немудрено, в четвертый раз знаменитый «первый мистический» приезжает на фестиваль «Мост дружбы».
К сожалению, в качестве гостя, ибо Пермский край – не заграница и не национальная республика, и участником театр по условиям фестиваля быть не может. И – к счастью, в качестве гостя – ибо благодаря фестивалю публика может увидеть прекрасные спектакли Сергея Федотова. Это уже были и «Панночка», и «Безрукий из Спокэна», и вот – зажигательная «Ханума».
– Для нас важно разобраться во всех деталях и мелочах, в которых тоже кроется успех спектакля, – говорит Сергей Федотов. – Мы изучаем культуру и пространство пьесы. Если играем Ирландию – изучаем быт, культуру, историю страны. Играем «Хануму» – и буквально впитываем традиции, песни и танцы Армении (ибо Авлабар армянское местечко) и Грузии (а как же, у нас герой грузинский князь). Настолько проникаемся, что рискуем показать, к примеру, спектакли по МакДонаху в Ирландии (на родине их действия), а «Хануму» и «Зурикелу» с успехом показали в Грузии.
Актеры у Федотова в театре – многоролевые. И те, кто играет в «Хануме», с успехом играют в ирландской серии, например. На вопрос: «Как удается играть столь разные роли?», актеры отвечают, что Сергей Федотов учит их мистическому прыжку в роль, буквальному погружению.
Побывать в Авлабаре
На сцене очень натуралистично выстроены авлабарские балкончики старого Тифлиса: слева – дом князя Пантиашвили, справа – купца Микича Котрянца. Освещая тот или иной участок сцены, режиссер переносит нас из одного дома в другой, с одной улицы на другую.
Грузинская природа – не только горы и реки, проецируемые на задник, но именно человеческая натура – хорошо ощутима в постановке Сергея Федотова. Грузинский размах, легкость, веселость и беззлобность грузинского и армянского народа были прекрасно прочувствованы актерами «У моста» и переданы зрителю во всей своей искристости. В спектакле нет ни одной маленькой роли: разные по характеру, но одинаково преданные приказчики Ильи Бабошина (Тимотэ) и Андрея Воробьева (Акоп) здесь не менее яркие, чем главные герои. В то время как ленивый Тимотэ нехотя исполняет волю своего князя, Акоп бросается на помощь истинной любви и вместе с Ханумой становится чуть ли не двигателем всего действия, обретая в конце и свое личное счастье.
Ханума в исполнении Виктории Проскуриной справедливо становится центром спектакля: в ее глазах постоянно мелькает что-то безумное, как у гениального ученого, который сделал неожиданное открытие. «Одаренная» своим талантом свахи, Ханума находится в постоянной напряженной внутренней работе, в судорожном поиске выхода из сложившейся ситуации. Видно, что собственные проделки даются ей не без труда (играя роль уродливой Сонэ, Ханума не без страха в глазах бросается исполнять романс, от которого зависит, понравится ли она князю Пантиашвили). Однако харизма и смекалка героини – равно как и актрисы – позволяют Хануме выпутаться из любых передряг.
Кабато Марии Новиченко – не уступающий Хануме по выразительности персонаж – яркий грим и нелепая пластика актрисы создают очень смешной образ, который полюбился всем зрителям фестиваля.
Основные драматические сцены спектакля перемежаются зажигательными танцами и музыкальными номерами, несущими в себе колорит грузинского народа. Спектакль начинается и заканчивается лезгинкой, как бы превращая композицию в закольцованный, беспрерывный жаркий танец, внутри которого разворачиваются известные события.
– Для меня в этом спектакле возвращение к советским временам, когда все были вместе – это самое главное. Конечно же это спектакль про любовь, про доброту, про мир, – говорит о собственной работе Сергей Федотов.
Из снегов – к дождям, – и уже скоро «Ханума» от Сергея Федотова согреет своим теплом сердца питерцев – 4 декабря театр «У Моста» показывает спектакль в Санкт-Петербурге.