Легендарный Михаил Барышников уже многие годы имеет славу не только виртуозного танцовщика, но и артиста не лишенного драматического таланта. Его участие в многочисленных театральных проектах излюбленная тема журналистов и историков, но вот работы в кино ранних лет оказались в тени внимания поклонников и рецензентов. Мы нарочно оставим за кадром роли Барышникова в театре и популярных сериалах. Мало кто знает, что в творческой биографии танцовщика 16 киноролей (в числе которых «Дело фирмы», 1990; «Белые ночи», 1985; «Поворотный пункт», 1977; «Фиеста», 1971 и многие другие), кроме того в одной из голливудских картин он выступил в роли сценариста («Кабинет доктора Рамиреса», 1991). В череде фильмов-балетов особого внимания заслуживает лента «Танцоры» (1987).
«Dancers» режиссера Херберта Росса незамысловатая история танцовщика русского по происхождению, который приезжает в Италию для съемок фильма-балета «Жизель». Сюжетная линия переплетается с драматургией спектакля, Антон «Тони» Сергеев (герой Барышникова) увлекается молоденькой танцовщицей Лайзой (в исполнении Джулии Кент). Юная балерина беззаветно влюбляется и ее душевные терзания схожи с муками Жизели. Примечательно, что в качестве артистов фильма выступил почти весь состав American Ballet Theatre тех лет.
Кинодрама осталась незамеченной зрителями и была негативно оценена критиками. Но, данная лента сегодня является своего рода учебным пособием для артистов. Редакция «Жизели» Барышникова особенно привлекательна тщательным анализом драматургии балета. Несмотря на то, что фильм снят как художественный, подробно разобранные мизансцены постановки – отличное подспорье для исполнителей. Особенно тщательно представлены образы персонажей и рассмотрена драматургическая линия их поведения.
Примечательно, что в «Танцорах» есть эпизод из балета «Жизель», давно утраченный в сценической версии. Несомненно, введение данного фрагмента в киноленту всецело идея самого Барышникова. Диалог Берты матери с Жизелью из первого акта, где она объясняет дочери причину запрета танцевать, сохранялся на протяжении многих лет на сцене Кировского театра. Именно в Петербурге досконально хранили спектакли классического наследия, старательно берегли каждый эпизод постановки. Сценическая история «Жизели» в течении времени подвергалась многим изменениям, но каждый купированный фрагмент передавали «из ног в ноги» педагоги своим ученикам.
В картине тщательно разобран данный эпизод, хрестоматийно точно воспроизведен с соблюдением всех нюансов жестикуляции и драматургической точности мизансцены. На протяжении многих лет данного фрагмента нет в балетном спектакле, он курирован, как и многие пантомимные сцены «Жизели». Суть происходящего заключалась в тревоге Берты за здоровье дочери. Она объясняла Жизели, что если та будет танцевать, то погибнет и превратиться в Виллису. Таким образом, была проведена драматургическая арка из первого во второе действие. Упоминание о призраках невест, умерших до свадьбы не производило должного эффекта на Жизель и она, успокоив матушку, присоединялась к своим подругам.
Запоминающимся эпизодом остается мужская вариация из pas de deux второго акта. Виртуозное исполнение Барышникова технически сложное прыжковое соло, не может оставить равнодушным даже самого придирчивого зрителя. Мастерство и музыкальность свидетельствуют о невероятной технике исполнения, которая и составила славу артисту.
В картине можно найти многочисленные пояснения каждого действия героев «Жизели», подобно учебному пособию для новичков. Второй акт из балета представлен также подробно, как и первый. Влюбленность героев картины кажется второстепенной, она изначально обречена, но привносит романтический флер в сюжет. Несколько проходящих эпизодов ухаживаний персонажа Барышникова за Лайзой раскрывают безграничное дарование артиста. В одной из сцен танцовщик пародирует Чарли Чаплина. Великий немой угадывается в походке и кокетливом исчезновении за поворотом.
«Танцоры» – картина, которую стоит увидеть. И пусть она давно потеряна на пыльной полке, любителям балетного искусства и почитателям таланта Барышникова она доставит истинное удовольствие.
Анна Осипова