Человек-легенда, человек-эпоха, единственный в мире артист, выходящий на сцену в столь почтенном возрасте и являющийся самым пожилым представителем своей профессии, занесенным в Книгу рекордов Гинесса.
Его театральная карьера длится уже более семидесяти пяти (!) лет.
Об уникальном артисте написано очень много. Он родился еще в царской России, потом революция, НЭП, на юность пришлись годы Великой отечественной, он помнит и оттепель и застой, стал свидетелем перестройки. И сейчас, уже в 21 веке, сохраняет активную жизнь и в свой вековой юбилей продолжает играть в своем любимом театре, продолжает быть неунывающим, всегда подтянутым, всегда радующим зрителей на сцене артистом.
Владимир Михайлович вспоминает: “Я родился 10 февраля 1915 года в Козлове Тамбовской губернии. “Город антоновских яблок” — так его называли, правда, прославился Козлов уже как Мичуринск, получив новое имя в честь известного своего земляка, знаменитого русского ботаника и биолога Ивана Мичурина…До сих пор я питаю неизъяснимую нежность к таким же маленьким русским городам, каким был Козлов моего детства: одноэтажные деревянные домики с садами и заросшими палисадниками, гулкие булыжные мостовые, тихие, почему-то всегда пустынные, навевающие печаль железнодорожные станции — этот пейзаж всякий раз напоминает мне о детстве. Детство мое было светлым, но непростым — в том смысле, что связано с материальными проблемами и затруднениями. Отец — музыкант, получал не много, мама учительницей была, но потом школу бросила, поскольку воспитывала пятерых детей, однако отношения в семье были очень хорошие, уважительные. Отец не курил и не пил, не было на моей памяти каких-то высоких тональностей разговора, конфликтов и ссор, а ребенок, ну, скажем, в возрасте семи-восьми лет……все впитывает… как губка, мимо него ничего не проходит, потому семейный климат огромное имеет значение. К 10-12 годам вдобавок я прочел почти всю русскую классику, — понимаете? — поэтому считаю, что детство у меня было счастливое”. Семья у Зельдина была очень большая: “Леночка, дочь папы от первого брака, Юра, Ира, Нина и я, самый младший, “последыш”. Жили дружно и всех детей учили, естественно, музыке: Нина играла на виолончели, Юра — на скрипке, я — на трубе, а потом и рояль немного освоил, и скрипку. Дома у нас стоял прекрасный рояль, на нем музицировал и занимался отец — не играла в семье, кажется, только мама, но она была нашим любимым зрителем. Конечно, как многие дети, мы от музыкальных занятий отлынивали: обидно было сидеть за инструментом часами, когда за окном, во дворе, галдели наши товарищи, но папа следил за нашими уроками строго, и мы аккуратно посещали его музыкальную школу”.
Часто Зельдина спрашивали, как ему удалось сохранить творческую энергию, и в чем секрет его долголетия, он отвечал, что конечно задумывался на таким вопросом: “…Решил, что во всем “виноваты” родители. Мой отец не курил, не пил, и я следую его примеру. Однажды приятель подбил меня втихаря от взрослых попробовать самогон. Нам было лет по девять. Мы достали бутылку из “захоронки”, разлили мутноватую жидкость в чашечки и выпили. И я так сильно отравился, что проболел три месяца. С тех пор мне становится дурно от запаха спиртного…”.
Детство У Володи закончилось очень быстро — в 14 летнем возрасте умирает от саркомы отец, Михаил Евгеньевич. М .Е. Зельдин закончил Московскую Консерваторию и был не только музыкантом, но и дирижером, и военным капельмейстером. На нем держалась вся большая семья. Мама Зельдина, учительница музыки по профессии, школу бросила, поскольку воспитывала пятерых детей.
Мечтой Владимира Зельдина в то время был балет, он очень хотел поступить в хореографическое училище. Пытался, но в училище при Большой театре его не приняли. Вердикт – слабое сердце, не выдержит нагрузок. Сейчас можно смеяться над этим, тем более в последующих ролях, сыгранных Зельдиным подчас нагрузки были и посерьезнее, если вспомнить, например, спектакль “Учитель танцев”, его героя Альдемаро. Но мечта о танцах все-таки сбылась — во многих спектаклях-мюзиклах! Владимир Михайлович с благостностью вспоминает об этой роли: “Это была очень интересная работа – я должен был и петь, и танцевать, и фехтовать”. Позднее, уже после одноименного спектакля В. Зельдину довелось познакомиться со многими артистами балета – Ольгой Лепешинской, Майей Плисецкой, Екатериной Максимовой, Мариной Семеновой.
В 17 летнем возрасте Владимир остается сиротой — умирает от воспаления легких и мать.
Долголетию точно поспособствовало то, что Владимир Зельдин всегда очень любил спорт, занимался и коньками и теннисом, ходил в конноспортивную школу имени Буденного, а в 1935 году закончил кавалерийское училище, имел диплом ворошиловского всадника. Кстати, вместе с ним занимались сыновья Сталина и Микояна.
В кинематографе его слава началась с культового фильма «Свинарка и пастух». Он становится знаменитым на всю большую страну. Фильм “Свинарка и пастух” вышел на телеэкраны в очень тяжёлое для нашей страны время. Думаю, что предназначение этой картины было в том, чтобы поднять дух народа. Сюжет незамысловат – за большие достижения свинарка Глаша попадает в Москву на сельскохозяйственную выставку и знакомится с Мусаибом, пастухом из Дагестана. Возникшая искра между ними перерастает в любовь. Картина красочная , музыкальная. Необычна история назначения Владимира Зельдина на роль пастуха Мусаиба – сыграть пастуха желали десятки кавказцев, живущих и в Москве, и в Тбилиси. Владимир Зельдин, единственный русский был приглашен на пробы, поскольку часто играл в театральных постановках героев-любовников, да и похож был на грузина. Ивану Пырьеву он очень понравился. Но окончательное решения режиссер принял после того, как была снята заключительная сцена из крупных планов, когда Мусаиб приезжает в деревню, а Глаша стоит под венцом. На просмотр были приглашены все женщины – участницы массовки, костюмерши, реквизиторы.
“Показав эпизод со мной, Иван Александрович спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После этого со мной заключили договор, и началась работа над фильмом”, – вспоминает Владимир Зельдин. Владимир Зельдин отлично держался в седле – сцены, когда конь летит по отвесной горной дороге , Зельдин исполнял сам, без дублера.
“Для меня было принципиально играть эту сцену самому. Я всерьез занимался верховой ездой”, – вспоминал актер.
После невиданного успеха “Свинарки и пастуха” Зельдин сыграл много ролей в кинематографе — это и “Сказание о земле Сибирской” И.Пырьева, и в “Дядя Ваня” А.Кончаловского, и “Десять негритят” С.Говорухина и много многих других. Всего В.Зельдин снялся почти в полусотне фильмов.
В послевоенной время Владимир Зельдин начал работать в Театре Советской армии /ныне Российской/. В этом году от празднует 70-летие своей творческой жизни в этом театре. Первой ролью в театре стала роль Альдемаро в спектакле «Учитель танцев» Владимира Канцеля. Спектакль имел большой успех у зрителей — за годы люди истосковались по музыке, танцам, по любви… Позднее, в 1952 году, Татьяной Лукашевич был снят фильм по одноименному спектаклю. Но сам Владимир Зельдин не считает получившийся фильм удачей: “Получилось плохо — спектакль так просто не может переноситься на фильм, нужно писать отдельно новый сценарий. Да и сами съемки проходили очень тяжело — снимали, в основном, по ночам, другого времени не давали. Плюс ко всему, художники Мосфильма сделали пол из стекла! Как можно танцевать на стеклянном полу — чтобы вы ни делали, ноги разъезжаются…”. Но все равно фильм имел очень большой успех, особенно у женской половины аудитории. А роль Альдемаро Владимир Зельдин продолжать играл много лет. Последний раз, тысячный, он выходил на сцену в роли Альдемаро, блистательного учителя танцев, в 60 лет!
После Зельдин сыграл множество ролей как в родном театре, так и в кинематографе. Одним из секретов своей долгой сценической жизни В. Зельдин поделился: каждый свой спектакль он играет по балетному принципу — только на голодный желудок.
А вообще В. Зельдин всегда умел и умеет точно распределить свои силы. В процессе подготовки роли — Зельдин включается на репетициях постепенно и в самом конце выкладывается в полную силу: “Нельзя быть загнанной лошадью, во всем надо знать меру, – считает Владимир Михайлович. – Единственный способ продлить творческий марафон — оставлять время на отдых”.
«У Зельдина чувство самосохранения, как у животного, – подтвердила его жена Иветта Евгеньевна. – Процессы бодрствования и отдыха он умело регулирует. Этим качеством владеет смолоду и до сих пор им пользуется. Спит он помногу и за счет сна восстанавливается. В этом главный секрет его долголетия».
Из книги Владимира Зельдина “Моя профессия: Дон-Кихот”: “В сотый раз меня спрашивают о секрете моего долголетия, и в сотый раз я объясняю, что секрета тут нет — есть комплекс причин. Родители, спасибо им, наградили меня здоровым организмом, а я научился этот организм рационально “эксплуатировать” и не дергаться по пустякам, правда, чтобы следовать этому рецепту, требуется некоторая сила воли, а она далеко не всегда, увы, придается таланту”.
Я не оставил студенческой привычки ходить на спектакли в театры, которые мне интересны: как только человек замыкается на себе и своих проблемах, прислушивается не к пульсу жизни, а считает собственный пульс, каждое утро измеряет давление и становится рабом своего капризного желудка, нередко он обнаруживает у себя даже те болезни, которых нет.
Я очень легок на подъем и любопытен, и, может, это выглядит как-то по-детски, но это, извините, не маразм — это мое убеждение: каждый человек, особенно творческий, должен сохранять в себе до седых волос что-то от ребенка.
Мне до сих пор все интересно. Конечно, встаешь иногда утром, и все лень, и хочется дома полежать на диване, и ловишь себя на мысли: “Да пропади все пропадом!”, а потом как-то все-таки собираешь себя по частям”.
А лучшие роли все-таки, считает Владимир Зельдин, он сыграл после шестидесяти….”Для меня, во всяком случае, наступил тогда новый период. Я понял, что могу позволить себе общаться только с теми, кто мне действительно приятен, все им сказать и все стерпеть. Хотите узнать, что я думаю о старости? А я ведь о ней все равно думаю. Старость – это когда точно знаешь, что ты на этой земле гость и рано или поздно уйдешь. Уйдешь налегке, ничего не взяв с собой в дорогу. Прописная истина. Но ведь сколько нам отведено – не знает никто. Если живем, значит, мы нужнее здесь, а не там”.
В.Зельдин вновь и вновь поет, танцует, играет в драматических спектаклях и мюзиклах. И будет играть и впредь, пока есть внутренняя энергетика, силы, память… “Это ведь огромное счастье – выступать на сцене”, – говорит Владимир Михайлович. Наверное в этой жажде постоянно работать и заключается секрет вечной молодости актера.
Как говорил Дон-Кихот в спектакле “Человек из Ламанчи”: “Мечтать, пусть обманет мечта. Бороться, когда побежден. Искать непосильной задачи и жить до скончания времен”. Это и является девизом и самого Владимира Зельдина — в этом, видимо, и заключается секрет его молодости.
Наталия Шелухина
Использованная литература:
http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/88247_vladimiru-zeldinu-99-let – январь 2015
http://www.uznayvse.ru/znamenitostiB— январь 2015
Владимир Зельдин “Моя профессия: Дон Кихот”
http://amnesia.pavelbers.com — январь 2015
http://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0127.shtml – январь 2015
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/zeldin/interview4.html – газета “Комсомольская правда” Ольга Кучкина. Интервью с супругой В. Зельдина Иветтой Капраловой/ – январь 2015
http://www.pushkino-voi.ru/video/rubrics/uchitel-tancev-1952.html – январь 2015
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО “Медия-Сервис-2000”)
Леонид Переплетчиков, «Владимир Зельдин: “Я верю в судьбу. Но нужно чуть-чуть везения”
Здоровья и еще долго-долго радовать зрителей своими ролями!
Активность 100-летнего Владимира Зельдина ошеломляет. Три часа подряд юбиляр играет отрывки из спектаклей, читает стихи и поет без фонограммы.