В конце января в Санкт-Петербурге прошла премьера мюзикла «Zомби. Zомби. Zомби». Данному событию предшествовала многомесячная реклама, в которой говорилось о мировой значимости спектакля, о не стандартном решении, провокационной идее, о том, как неординарно и функционально будут работать декорации и все это в стиле Pop-art, о зомби, что будут петь и танцевать и многое-многое другое. Оговоримся, что реклама была сделана качественно, цель заинтриговать аудиторию – была достигнута. Но как часто случается с амбициозными постановками, особенно в последнее время, все сложилось как в поговорке: «Гора родила мышь». Пресс-релизы пестрили достижениями хореографа (В.Варнавы) и режиссера (Н.Дрейдена), возвещали о даровании композитора (И.Кушнира) и исполнителей. На деле все оказалось похожим на утренник в начальных классах средней школы.
Ключевая идея постановки уже набила оскомину. Отовсюду звучит пафосная речь о зомбировании телезрителей рекламой и шоу, в которых пропагандируется позитивное мышление. Режиссер взял данную идею и развернул двухсполовинной часовое шоу, о противостоянии зомбированной публики и той небольшой группы людей, которые стремятся не поддаться массовому безумству. Постановщик также акцентирует внимание на предыстории, в которой люди стали бессмертны и победили тех самых зомби. Мы не будет описывать действие, и говорить о том, как и в какой момент, происходили все сюжетные перипетии драматургии данного спектакля. Потому как данный сюжет о похождениях господина Ракетова и его попытках заставить петь зомби в своем мюзикле, очень напоминает сам процесс подготовки спектакля. Отметим, что сама задумка не так плоха, но воплощение ее в реальность оказалось весьма странным. Разобраться, кто собственно на сцене зомби – не сложно, в данном случае режиссер подошел к решению данной проблемы типичными хрестоматийными способами. Трясущиеся всем телом «существа» в лохмотьях, конечно же, зомби. Люди, напротив, ярко разряженные веселые юноши и девушки, живущие в ритме строго заданном телевизором. Первостепенно мы именно так и представляем себе данную ситуацию, но впоследствии оказывается, что люди зомби, а зомби – люди. Аллегории, решена примитивными способами, как и тексты песен, танцы и мизансцены.
Многочисленные интервью постановщиков свидетельствуют о том, что режиссер выбирал участников по результатам строжайшего кастинга. Видя имена на афише, ты веришь в то, что хорошие актеры, одаренные как драматическим талантом, так имеющие отличные вокальные и хореографические данные способны воплотить в жизнь многие, даже самые сумасбродные идеи постановщиков. А в результате на сцене мизансцены на уровне плохого кружка Дворца культуры, музыка, не дающая возможности раскрыться голосу исполнителей, танцы, если их таковыми вообще можно назвать. Даже режиссерский ход – реклама, прерывающая действие, не сыграла на оригинальность задумки. Весь спектакль не покидало ощущение того, что его создавали быстро, несколько бездумно, все внимание и силы отдали рекламе и неплохим декорациям, а на остальное просто не осталось времени. Может быть, именно в этом странном и не совсем приемлемом для большой сцены воплощении и скрывалась провокация? Что под «провокацией» в целом подразумевали постановщики? В междометиях фонетически схожих с матом? В странной пластике? В музыке не имеющие развития, основной темы, строгой формы и лейтмотивов? Единственный вызов, который постановщики бросили зрителям – испытание на выносливость, потому что именно она решала продолжительность пребывания в зале. У балетмейстера и режиссера в руках было все: многофункциональная сцена ДК Горького, талантливые молодые артисты, опытные актеры, собственный потенциал, финансовые возможности, группа сотрудников, а в результате получился вполне себе заурядный спектакль, лишенный художественного вкуса, эстетической составляющей, примитивный, но красочный затянувшийся утренник.
P.S. Хочется искренне верить в то, что действительно талантливый танцовщик и хореограф В.Варнава, опытный и изобретательный Н.Дрейден, а также умеющий писать качественную музыку И.Кушнир, в будущем порадуют нас незабываемым шоу, созданным со вкусом и смыслом.
Василина Столяр
написано добро,но смотреть этот спектакль совсем не хочется