Драматический театр им. А. Пушкина из Майкопа представил на XV Международном фестивале русских театров «Мост дружбы» в Йошкар-Оле спектакль «Касатка» – озорную комедию по ранней пьесе А. Толстого. Разобраться в пьесе, с которой обычно мало работает театр, рискнул заслуженный деятель искусств Юрий Галушко.
Сюжет прост: две любовные пары соединяются между собой в ходе попытки одного из главных героев, князя Бельского (Р. Корчага), обмануть свою тетушку и раздобыть немного денег. События развиваются в дореволюционной России (пьеса написана Толстым в 1916 году). Первое действие происходит в Петрограде, далее автор переносит своих героев в провинциальное поместье тетушки Варвары Ивановны Долговой, куда отправляются князь Бельский, его любовница Касатка, как близкие называют Марью Семеновну Косареву (Т. Виноградова) и некий друг князя Абрам Алексеевич Желтухин (А. Конюхов).
Спектакль четко следует за текстом и автором, не меняя в корне сути произведения и его смысловых ударений. Питерский режиссер Юрий Галушко хотел поставить пьесу не так легко, как это было бы приятно зрителю, но весомо, чтобы темы, поставленные в пьесе, отозвались в душе зрителя и заставили думать. Думать о чем? О любви. О том, что мы имеем право быть разными. Об этом много говорили актеры: любовь у каждого своя, и путь у каждого свой – вот в чем секрет спектакля. Не всем легко давались роли, но режиссер был строг и неумолим, хотя классический текст он все же немного местами “осовременил”. Спектакль уже идет на родной сцене театра, хотя с этим есть проблемы – три года идет ремонт, и труппе приходится работать в гостевом режиме, кочуя из малого репетиционного зала на огромные сцены.
Сами актеры так определяют суть своего спектакля: «Это спектакль о честности и открытости в отношениях. О том, что каждый человек хочет любви, что каждый хочет быть нужным. И каждому нужна своя любовь: кому-то страсти сумасшедшие, а кому-то тихая семейная жизнь. О том, что в любви нет канонов».
Дворянские гнезда уже не те
Сценография представляет собой вырисованные на наслаивающихся друг на друга голубоватых занавесах окна и колонны Петрограда. Занавесы статичны и не исчезают даже когда действие переносится из Петрограда в деревню. В глубине сцены стоит вращающаяся конструкция – окна с разными видами и приоткрытыми занавесями – призванная по ходу пьесы изменять антураж всего пространства, однако смотрящаяся как нечто громоздкое и лишнее на сцене. «Декорации мне показались статичными. Если бы их не было, ничего бы не изменилось, потому что актеры все так обыгрывают, так «вкусно» все играют, что ничего им больше не нужно», – заметила Армине Оганесян (Москва), театральный менеджер и член жюри фестиваля.
Все герои в спектакле очень разные, актерам удалось создать неповторимый образ своего персонажа. Александр Конюхов, исполняющий роль Желтухина, ловко перемещается от карикатурного пьяницы-прохвоста к милому одинокому человеку, которому хочется любви и спокойствия. Их дуэт с артисткой Лией Теленковой, смешно и по-разному существующей в роли тетушки, абсолютно покорил зрителей в финале спектакля. Артистка, будучи крепкой расчетливой помещицей, обнаруживает в себе и нежную женщину, способную любить и которой необходимо кого-то любить. Касатка в роли Татьяны Виноградовой – роковая женщина, способная влюбить в себя каждого, ревнивая, страстная, но добрая и честная с самой собой. Ее возлюбленный, Илья Ильич Быков в исполнении Тимофея Кириченко – уверенный в себе, сильный мужчина, при этом тонкий и переживающий. «Мне кажется, вам тесно в этой роли», – отозвалась об актере Армине Оганесян. Князь Бельский в исполнении Романа Корчаги представляет собой эдакую смесь из всех пройдох русской литературы, который, однако, тоже способен на любовь. «Весь спектакль я смотрела на вас и видела Хлестакова», – признается Армине Оганесян. Озорная, веселая Раиса Глебовна Заремы Желеготовой становится отличной парой влюбленному князю. Нелепая и стремительная Дуняша Светланы Ганьшиной и рассудительный матрос Панкрат Константина Мездрина, несмотря на небольшую роль, вносят в общую картину особенные краски, придающие дополнительный объем всему действию.
«Замечательный ход – прощение любовью. Пусть это будет страсть, но если люди пошли по линии любви и сделали все, чтобы влюбленные пары были друг с другом, простится любой прохиндей, любой мошенник. Потому что он отдает себя правоте любви» – подвел итог Валерий Бегунов (Москва), критик и театровед, член жюри.