С 20 по 30 ноября 2018 года в Йошкар-Оле проходит 15 Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы». Пять стран и семь регионов России представляют 18 спектаклей – от классики до современных экспериментов. Все это – ради сохранения русского психологического театра, обмена опытом и творческой энергией. Организатор фестиваля – Академический русский драматический театр им. Г. Константинова, Йошкар-Ола). Одним из ярких спектаклей «с перчиком» нешуточных и шуточных страстей стали «Кьоджинские перепалки» К. Гольдони от драматического театра Мордрвии (Саранск).
Пять пар и тысяча скандалов
В пьесе «Кьоджинские перепалки» речь идет о взаимоотношениях пяти любовных пар, которые, сквозь все передряги, соединяются, как это всегда случается в комедиях положений.
Дух маленького портового итальянского городка передан с помощью приближенных к историческим костюмов и сценографии: в глубине сцены выстроен огромный маяк, напоминающий хвост врезавшейся в землю ракеты. Все предметы интерьера «сконструированы» с помощью бочек: на них сидят, танцуют, они являются и столами, и стульями – универсальный реквизит.
Нина Мазур, театровед из Ганновера и член жюри, так оценила постановку: «Александр Борзов – дело в том, что я смотрела на Беппо, а видела Меркуцио. Он был актером шекспировской комедии или трагедии, не гольдониевской. У вас есть своеобразное актерское нутро, которое вам позволит начать с Меркуцио, что будет дальше я не знаю. Сергей Самарин, мужа Донны Либеры: густо сыгранная роль, хотелось на него смотреть. Хотелось сопереживать тому, что его, беднягу, никто не понимает. И какая в этом доля прелестного кокетства. Мне кажется, это интересное решение (актер играл косноязычного человека, который весь спектакль пытался вразумить окружающих, а в финале даже произнес целый монолог, каким-то образом понятный и гомерически смешной). Легкий на расправу падрон Тонни Сергея Лопатникова, который вечно готов при помощи кулаков доказать свою правоту. Тоже очень интересный и очень итальянский типаж. Умница старшая сестра, донна Либера Натальи Дьячковой. Серьезное существо, которое умеет быть озорным. Бесенок Орсетта, красивая актриса. Существо, которое способно на многое. И наивная и неуклюжая Кекка. И Лучетта – опасная Лучетта. Я поверила этим людям, а разве не для этого актер выходит на сцену. Это маски, но маски тоже человеческие, не мертвые».
Импровизация и спасительный маяк
Актеры так рассказывают о работе над постановкой: режиссер- постановщик спектакля “Кьоджинские перепалки” Игорь Лебедев, выпускник ЛГИТМИКА, активно работал с этюдным методом, отсюда в пьесе много нашего, привнесенного, главное – режиссер направлял нашу творческую энергию. Он сам молодой, и взгляды на жизнь у него яркие, молодые, а спектакли очень динамичны. Конкретно эта история, по большому счет, о женщинах, об их отношениях и о том, что несмотря на все обиды и раздоры человеку все-таки удается пробиться к настоящим, добрым чувствам, к любви.
Член жюри, театровед и театральный менеджер Армине Оганесян (Москва) поддержала труппу в творческих поисках: “В принципе эта пьеса Гольдони предполагает импровизацию, в этом большой плюс. Вообще в комедии Дель Арте никогда не прописывали текст, и так же, как и вас, просили не репетировать некоторые сцены, так что получается, что в этом смысле в своей работе режиссер идет за автором пьесы.
В финале спектакля фокус внимания зрителя сдвинется от мелких проблем жителей Кьоджо к проблемам реальным: во время очередной бурной ссоры компания замечает, что некий корабль норовит сойти с курса и врезаться в скалу. И дружно вся группа выдвинет огромный маяк на авансцену, своей реакцией предотвратив настоящую катастрофу. Однако радостное затишье продлится недолго: в следующее же мгновение найдется новый повод для очередной ссоры темпераментных итальянцев.
Но тут как в жизни: милые бранятся только тешатся. Так же натешились и зрители фестиваля – ведь в комедии положений всегда есть место юмору, смеху, иногда – осознанию, что в этом смешном есть серьезного.