На XV Международном фестивале русских театров «Мост дружбы», который проходит в эти дни в Йошкар-Оле, русский драматический театр города Чебоксары по-новому представил классическую пьесу Арбузова «Мой бедный Марат». Режиссер Сергей Юнганс решил отказаться от привычного прочтения пьесы и соединил постановке приемы драматического спектакля и мюзикла.
В знаменитой пьесе Арбузова действие разворачивается в блокадном Ленинграде, где трое молодых людей – Лика, Марат и «лишний», но милый Леонидик – находят друг в друге единственный шанс на спасение. Все они выживают во время войны и на всю жизнь остаются связаны путаной невидимой нитью, не позволяющей им забыть друг о друге даже спустя годы расставания.
Музыка любви или любовь под музыку?
Удивительным образом нашлись в Екатеринбурге усилиями директора чебоксарского театра Светланы Ермолаевой и полюбившийся уже зрителям молодой режиссер Сергей Юнганс, и играющий одного из Маратов (в спектакле, где действие идет практически всю жизнь, Маратов несколько) молодой актер Андрей Аверин. Ансамбль дополнен актерами, среди которых и прекрасная Людмила Казимир, сыгравшая Лику.
– Выбор пьесы Арбузова – ответ на собственные поиски темы, – говорит Сергей Юнганс. – Это любовь, тема вне времени, и история, происходящая в блокадном Ленинграде, могла произойти с кем угодно и где угодно. Здесь время как предлагаемое обстоятельство. И место действия – Ленинград. Но для меня здесь было самым главным – открыть эти отношения и показать, насколько прочна эта связь между людьми. Эта любовь может человека заставить человека совершать поступки
Если автор текста делал акцент на любви молодых людей на фоне страшных событий блокадного Ленинграда, доказывая, что чувства могут жить в любых условиях, то Сергей Юнганс решил от военной темы отказаться совсем. Несмотря на документальные вставки аудиозаписей 40-х годов, в спектакле нет как таковой ни войны, ни блокады, ни понимания смерти. Радостный Марат, сообщая, что утром умерла его сестра, надрывно смеется, после чего сразу начинает дурачиться с Ликой.
Удивляют и костюмы – странноватые сооружения как будто из ватных одеял, юбки-пачки, блестящие одеяния, как будто речь идет о веселой сказке, а не об одном из самых страшных эпизодов мировой истории.
– На сцене происходит нечто, что никак не связано со смертями, с гибелью. Снимаются все признаки того, как и где это было. Тема любви, пытается сказать нам режиссер – вот что важно. Я это понимаю. Но создается ощущение муляжа времени, – говорит критик и театровед, член жюри фестиваля Валерий Бегунов.
Фрейду было б занятно
В спектакле каждого из трех персонажей играют минимум по два актера: Лику – Анастасия Бешенова и Людмила Казимир, Марата – Андрей Аверин и Сергей Куклин, Леонидика – Владимир Буров и Александр Шаповалов. Логично, думает зритель, глядя в программку – ведь действие происходит на протяжении всей жизни героев, скорее всего, кто-то молод, кто-то взросл. Но нет! Юные трепетные и гордые мальчики, оскорбленные юноши и взрослые, пережившие бои и потери мужчины, трепетная девочка, оскорбленная девушка и пожившая женщина, герои, кружащие в танце рядом – все они рядом и периодически вместе – словно на сеансе психотерапевта. То, что обычно внутри, здесь режиссер выносит на общее обозрение, и непонятно, опрощает ли он понимание либо слишком увлекается возможностью творить подобную мозаику персонажей.
Только по какому принципу происходит разделение героев на субличности и зачем оно сделано – понятно не вполне. Трактовок может быть очень много, но попытка добиться конкретики от режиссера также не увенчалась успехом, Юнганс сказал, что делает спектакли интуитивно, по велению чувств.
– Если это рождается как некоммерческий проект, если это рождается от сердца и идет от какого-то порыва, тогда это рождается как-то чувственно и интуитивно. Я так чувствую. Мне показалось так, – говорит Сергей Юнганс.
Интуиция – это замечательное качество в сфере искусства. Однако из-за некоторой эфемерности режиссерского анализа актеры, потерянные в обширной, яркой сценографии Ивана Мальгина, не всегда могут опереться на какую-то конкретную режиссерскую задачу. Андрей Аверин, исполняющий роль Марата, говорит, что играет не столько своего героя, сколько тему. Тему юношеского максимализма, тему любви… Наверное, актеры этой труппы обладают таким мастерством, что могут сыграть – тему. Однако чаще это путает и актеров, и зрителей, получаются эдакий кордебалет персонажей в поисках режиссера.
– Есть момент, когда мне кажется, что не продлевают они энергией жизни, витальностью молодых – смерти, а что просто поведение их не соответствует тому, что с ними происходит, – говорит о безусловно музыкально прекрасном и необычно красочном действии Валерий Бегунов, критик и член жюри.
Несмотря на все минусы и неточности, это очень большая работа, и это хороший опыт для молодого режиссера. Сам Сергей Юнганс признается, что в следующем своем спектакле попробует не так сильно концентрироваться на форме своего произведения, и, может, как-то интересно вскроет именно его содержание.
Попытка понять
– Каждое поколение видит по-своему классические пьесы. Для меня вот эта пьеса очень дорога, и ваше прочтение мне отчасти было обидно. Я постаралась свое видение отодвинуть и рассматривать ваш спектакль как нечто особенное, – отозвалась Наталья Кульбаева, театровед, кандидат филологических наук, лауреат Национальной премии им. Й. Кырли.
– Я не апологет Арбузова, но я принимаю все последние работы по Арбузову. Потому что поверх социума, внутри этого – всегда разговор о чувствах, о сердце, о мужчине и женщине, – подкрепил свое мнение театровед Валерий Бегунов (Москва).
– Почему сегодня возвращаются к Арбузову, Розову? Наверное, потому что они пишут не просто о вечном, и пишут хорошо, а потому что это то лучшее, что у нас есть. И пока мы не создадим что-то другое, мы так и будем возвращаться в наше прошлое, в поисках самого хорошего, – оправдала выбор режиссером пьесы театровед, театральный менеджер Армине Оганесян.
– Сергей и его труппа не первый раз участвуют в нашем фестивале. И всегда он говорит про любовь. Но здесь он говорил про молодость. Это лучший спектакль Сергея, который я видела, и мне кажется, что этот спектакль вместе с тем – конец твоей молодости, – критик и театровед Драгана Бошкович (Сербия) так подвела итог обсуждения.
О фестивале
Международному фестивалю русских театров «Мост дружбы» исполняется 25 лет – 20 ноября 2018-го года в Йошкар-Оле открылся уже 15-й фестиваль. Свои работы еще представят театры из Германии («Русская сцена», Берлин), Армении (Русский драматический театр имени К. Станиславского, Ереван), Луганской народной республики (Академический русский драматический театр им. П. Луспекаева, Луганск), Казахстана (Акмолинский областной русский драматический театр, Кокшетау), Татарстана («Молодежный театр на Булаке», Казань; Русский драматический театр «Мастеровые», Набережные Челны), Мордовии (Государственный русский драматический театр, Саранск), Адыгеи (Русский государственный драматический русский театр им. А. Пушкина, Майкоп) и Марий Эл (Академический русский театр драмы им. Г. Константинова, Йошкар-Ола; творческое объединение «ВСЁ!»; Марийский театр юного зрителя; Горномарийский драматический театр, Козмодемьянск). Вне конкурсной программы свои спектакли покажут гости из Перми (театр «У Моста», «Ханума») и Кинешмы (Государственный драматический театр им. А. Островского, «Снегурочка»). Всего фестиваль соберет 16 театров из 7 регионов России и 5 зарубежных стран. В программе – 18 спектаклей в течение 11 дней.
Несмотря на напряденную программу, удается проводить и встречи с прессой, и традиционные капустники – как выяснилось, на фестивале «Мост дружбы» есть место и серьезной драме, и юмору.