Международному фестивалю русских театров «Мост дружбы» исполняется 25 лет – 20 ноября 2018-го года в Йошкар-Оле открылся уже 15-й фестиваль.
Второй день фестиваля «Мост дружбы» открыл режиссер Национального драматического академического театра им. Горького (Минск) Владимир Матросов, представив моноспектакль по одному из величайших произведений мировой литературы. «Легенда о Великом инквизиторе» – вставная притча романа «Братья Карамазовы», венец творчества Достоевского. Полтора часа внимание зрителя (и даже подростков, потому что действие происходило в Йошкар-Олинском ТЮЗе) держал прекрасный артист Валерий Шушкевич.
Путь к истине непрост
Играть на такую аудиторию непросто, а читать текст Достоевского, который не многим-то взрослым легко воспринять – совсем непростая задача. С которой, однако, отлично справился артист, игравший Ивана. Поразительно, как органично слился текст молодого, младше 30 лет Ивана Карамазова – с опытным, взрослым мужчиной – Валерию Шушкевичу немного за 70. Однако его энергия в сочетании с мудрым, спокойным взглядом создают потрясающие коннотации. «Все победит моя молодость, все!» – говорит пожилой уже Иван, и мы видим давно побежденного человека, который до конца жизни так и не разгадает вопросов, которые себе задал, и которые свели его с ума.
Декорации спектакля лаконичны: крест из тех самых параллельных прямых, которые не пересекаются в евклидовой геометрии, но пересеклись здесь, в сознании Ивана Карамазова. На каждой из нитей яйцо – символ обновления жизни, символ начала и бесконечности.
– С одной стороны, это крест, с другой стороны, это две тонкие линии, которые в принципе никогда не пересеклись бы. Как сегодня сказали – это небесное и земное. И между этими линиями, под крестом, мечется человек. Вопросы его посланы туда, наверх. Мне показалось, что это слезы, застывшие слезы. Это соль, это боль, и вот эти маленькие слезинки образовали два камня, которые утяжеляют этот крест. Он такой хрупкий, он такой тонкий, он в любой момент может рухнуть, – отметила член жюри Армине Оганесян, театровед и театральный менеджер.
– И верно, бытовых декораций тут быть не может, это философский спектакль, – отвечает Шушкевич.
У пропасти отчаяния
Несмотря на большое мастерство актера, слова Великого инквизитора иногда звучали как назидание, в то время как сила самого текста в том, что инквизитор своим рационализмом и, казалось бы, здравой логикой, подпускает нас так близко к отречению, что мы почти встаем на его сторону. Здесь же поверить до конца в происходящее не получилось, то ли из-за количества «развлекающих» спецэффектов, то ли в силу отсутствия привычки у современной публики понимать такие тексты.
И тот крест, на котором с отсутствием веры все же распинает себя в конце герой моноспектакля – еще и крест борьбы с неверием, борьбы с той легкостью современной сцены, где порою больше ценится дивертисмент, чем серьезные пьесы. Взрослый, усталый, измученный своими поисками истины герой пытался донести до молодой аудитории свою боль и страдания…через привычку подростков жить в смартфоне, пролистывая одни за другими картинки и мемчики…в мире быстрых новостей и сменяющихся звезд мучительно подталкивая их хотя глянуть за край той пропасти, у которой может оказаться человек.
– До каких страшных мыслей может дойти человек, если сердце его не согрето христианской любовью к ближнему. Это страшно, – донес ли свои мысли Валерий Шушкевич.
Связь времен не рвется
– Говорят, что самое страшное, что сказано у Шекспира: «Порвалась связь времен». В спектакле Валерия Шушкевича мы видим, что связь времен не рвется, и это единственный утешительный момент, который мы можем вынести из его трагического монолога, – так откликнулась на моноспектакль театральный критик из Ганновера (Германия), эксперт жюри Нина Мазур.
Члены жюри на обсуждении и сами были в раздумьях – так отозвался моноспектакль «Достоевский вопрос» в их сердцах и умах.
– Я очень рада, что увидела этот спектакль, потому что это встреча с большим актером, интересным. Для себя я обозначила этот спектакль как ретро-спектакль. Ретро не в смысле устаревший, а ретро – по способу существования, по манере говорить. Это заламывание рук, то, как вы закрывали ладонями лицо, падали на колени, – как-то это было очень артистично и по-хорошему театрально, – откликнулась Армине Оганесян.
– Какой страшный был монолог о бессмысленности жертвы Христа. Что должен перестрадать верующий человек, чтобы написать такие строки? И как в душе своей актер должен пережить и прожить это чувствование? Актер, для которого это не пустой вопрос. Отдаю должное этой работе на сцене, это старая, мощная школа. Поскольку это все-таки текст Достоевского, он получается очень рассудочным. При всем темпераменте, при всей условности построения, которое само по себе задает особый темперамент, за текст не вырваться. А эта рассудочность убивает чувства. Вы же уже вышли «за» Достоевского, – делится своими мыслями с актером Валерий Бегунов (Москва), критик и театровед.
Сложность постановки еще и в том, что зритель неподготовлен к сложному материалу. Естественно, этот спектакль пусть и поднимает вопросы вечные, понятные каждому сознательному человеку, он подразумевает знание материала, и, скорее всего, любовь к Достоевскому вообще. Вопрос о том, а не Сизифов ли это труд – говорить о сложном с теми, кому хочется зрелищ? – остался открытым. Здесь зрителей, по сути, не ловили над пропастью во ржи, а к этой пропасти толкали. Чтобы увидели. Поняли. И задумались.
О фестивале
Фестиваль «Мост дружбы» продолжится по 30 ноября, и на сценах Йошкар-Олы мы еще увидим театры из Германии («Русская сцена», Берлин), Армении (Русский драматический театр имени К. Станиславского, Ереван), Луганской народной республики (Академический русский драматический театр им. П. Луспекаева, Луганск), Казахстана (Акмолинский областной русский драматический театр, Кокшетау), Татарстана (Молодежный театр на Булаке», Казань; Русский драматический театр «Мастеровые», Набережные Челны), Чувашии (Государственный ордена «Знак Почета» русский драматический театр, Чебоксары), Мордовии (Государственный русский драматический театр, Саранск), Адыгеи (Русский государственный драматический русский театр им. А. Пушкина, Майкоп) и Марий Эл (Академический русский театр драмы им. Г. Константинова, Йошкар-Ола; творческое объединение «ВСЁ!»; Марийский театр юного зрителя; Горномарийский драматический театр, Козмодемьянск). Вне конкурсной программы свои спектакли покажут гости из Перми (театр «У Моста», «Ханума») и Кинешмы (Государственный драматический театр им. А. Островского, «Снегурочка»). Всего фестиваль соберет 16 театров из 7 регионов России и 5 зарубежных стран. В программе – 18 спектаклей в течение 11 дней.