Слет палачей: Третий фестиваль МакДонаха в Перми предлагает сравнить «Палачей» из России и Чехии

Два года назад состоялась премьера восьмой пьесы знаменитого Мартина Макдонаха в России. И по традиции, впервые ее поставили на сцене пермского театра «У Моста». Именно художественный руководитель этого театра, режиссер Сергей Федотов по праву считается первооткрывателем удивительной мрачно-комедийной драматургии МакДонаха в России.
Тогда же, в 2016 году, постановка была представлена публике Второго международного фестиваля МакДонаха. Два года спустя «Палачи» собираются на слет в Перми – на Третьем фестивале МакДонаха свои постановки покажут пермский театр «У Моста» и чешский «Чиногерни клуб» (ČINOHERNÍ KLUB) из Праги.
Все началось с «Запада»
Собственно, именно на сцене этого пражского театра когда-то Сергей Федотов впервые увидел «Сиротливый Запад» и настолько был впечатлен МакДонахом, что заболел им навсегда и смог успешно заразить своей страстью российские театры, а в Перми создать единственный в мире фестиваль МакДонаха.
Первый фестиваль в 2014 году собрал в Перми театры из Польши, Германии, Боснии и Герцеговины, Австрии, России. Свои постановки привезли ведущие российские театры – МХТ им. А.П. Чехова («Человек-Подушка») и Московский театр Армена Джигарханяна, «Королева красоты», а также Санкт-Петербургский БДТ им Г.А. Товстоногова, «Калека с острова Инишмаан».
В 2016 году фестивальную публику и строгое жюри порадовали постановки из Ирана, Польши, Шотландии, Северной Ирландии, Сербии, Чехии, Черногории, Азербайджана и России. Самым ожидаемым событием стали спектакли двух знаменитых театров из Великобритании – «Bardic» (Северная Ирландия) и «Tron Theatre» (Шотландия). Всего в ходе двух фестивалей было показано 39 спектаклей, представленных 27 театрами из 15 стран мира.
Третий Международный фестиваль Мартина МакДонаха пройдет в Перми с 1 по 7 октября 2018 года. В его программе – новые знаменитые участники из Чехии, Румынии, Венгрии, Грузии, Македонии, Ирана, Молдовы, Казахстана и Азербайджана, нескольких российских городов.

Пиво с запахом смерти
Пьеса «Палачи» рассказывает о реальных британцах: главном палаче страны Альберте Пьере Пойнте и последнем палаче Гарри. Место действия – Лондон 1965 года. Только что вышел указ об отмене в Великобритании смертной казни. Палачам, которые в то время не уступали в популярности звездам кино, это было на руку: у обоих – свои пабы, в которые стекалось немало публики. Однажды здесь встретились те, кого интересовала одна давняя судебная ошибка. Черный юмор, непредсказуемый сюжет, размышления о том, что такое истинное правосудие – общественное и внутреннее, душевное.
«Пьеса Мартина МакДонаха «Палачи», с одной стороны, документальная, с другой – фантастическая. И через живой, достоверный быт, через такие супернатуралистические детали МакДонах разворачивает историю, и она разворачивается в космос. Поэтому это очень сложно», – говорит Сергей Федотов, – «Палачи» наполнены фирменным черным юмором МакДонаха, любовью к человеку и болью за него.
Визуальный акцент Федотов делает на аутентичности обстановки, которая призвана помочь актерам проникнуться пьесой. На пермской сцене – самый настоящий английский паб, копия реально существующего паба палача из города Олден. Из кранов льется хоть и безалкогольное, но настоящее пиво. Актеры, вооружившись черным юмором, исследуют преступления, осуждаемые обществом и внутренние, миру невидимые. В этом очень мужском спектакле – всего две женские роли. Актрисы, которые играют роль жены палача, изучали архивы, материалы, смотрели фильмы, чтобы понять, каково это – ощущать рядом с собой человека, который убил более двухсот человек?
Смертная казнь отменена. Что, черт возьми, мы будем делать сейчас?
Этими словами предваряет спектакль «Палачи» театр «Чиногерни клуб». И действительно, пьеса о том, что внутри каждого из нас может оказаться палач – не по профессии, то по сути. Когда-то чешский «Чиногерни клуб» открыл для Европы неизвестного тогда никому МакДонаха, а его режиссер Ондрей Сокол перевел и поставил пьесы ирландца, которые пользуются у зрителей невероятным успехом. Основателями театра являются режиссер и актер Ян Качер, писатели Ладислав Смочек и Ярослав Вострый, который в 60-ые годы прошлого века был главным редактором журнала и сформировал целое поколение драматургов и режиссеров.
Режиссер Ондрей Сокол, который поставил спектакль «Палачи» – один из самых известных современных деятелей кино и театра Чехии. Во многих фильмах он снимается сам – с 2002 года он принял участие в 19 чешских кинокартинах. А в 2014 году в прокат вышла черная комедия «Красно», где он выступил как актер, сценарист и режиссер. В этой же криминальной комедии в одной из ролей снялся и коллега Ондрея Сокола по театру «Чиногерни клуб» Мартин Фингер, который тоже приедет в Пермь в качестве участника, актера в спектаклях «Безрукий из Спокэна» и «Палачи».
Для чехов культура палачей как профессии – исторический факт. Пражские палачи вошли в историю. В прошлом публичные казни были неотъемлемой частью общественной жизни. Людям хотелось зрелищ, и они их получали. Но для кого-то казни были не зрелищем, а простой работой. Самым знаменитым представителем своей профессии был пражский палач Ян Мыдларж. В Средние века палачей чаще всего презирали, к ним относились едва ли не хуже, чем к осужденным. Жить им разрешалось только за пределами города. Еду им приносили на дом, а заплатить они могли только слуге, — торговец никогда бы ни взял нечистые деньги из рук убийцы. Они ни в коем случае не могли сесть в трактире за общий стол, и даже на кладбище им доставалось отдельное место. Сын экзекутора должен был пойти по стопам отца. Правда, было и одно «но». Труд профессиональных убийц высоко оплачивался.
Так и герой пьесы – образ реального персонажа, он назван в честь Гарри Аллена, проведшего 41 казнь. Реальность и в том, что в начале 60-х годов в Англии столкнулись два мира – в одном уже были «Битлз» с их светлой позитивной музыкой, в другом – викторианские практики и казни людей. С одной стороны – «дети цветов», с другой – смертельные наказания, вряд ли прекращающие череду насилия. Эту напряженность и границу между светлым и темным в человеке и исследует пражский театр в своей постановке.
Третий Международный фестиваль Мартина МакДонаха пройдет в Перми с 1 по 7 октября. В программе третьего фестиваля – новые знаменитые участники из Чехии, Румынии, Венгрии, Грузии, Македонии, Ирана, Молдовы, Боснии, Казахстана и нескольких российских городов.
Первый фестиваль в 2014 году собрал в Перми театры из Польши, Германии, Боснии и Герцеговины, Австрии, России. Свои постановки привезли ведущие российские театры – МХТ им. А.П. Чехова («Человек-Подушка») и Московский театр Армена Джигарханяна, «Королева красоты», а также Санкт-Петербургский БДТ им Г.А. Товстоногова, «Калека с острова Инишмаан». В 2016 году фестивальную публику и строгое жюри порадовали постановки из Ирана, Польши, Шотландии, Северной Ирландии, Сербии, Чехии, Черногории, Азербайджана и России. Самым ожидаемым событием стали спектакли двух знаменитых театров из Великобритании – «Bardic» (Северная Ирландия) и «Tron Theatre» (Шотландия). Всего в ходе двух фестивалей было показано 39 спектаклей, представленных 27 театрами из 15 стран мира.

Информация на сайте театра «У Моста»: Пермь, ул. Куйбышева, 11, театр «У Моста»
+7342-237-52-42, umosta2007@mail.ru
http://teatr-umosta.ru/iii-festival-m.makdonaxa.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *