«Щелкунчик, история Клары» (Nutcracker- The Story Of Clara)

Щелкунчик
Blogs.slv.vic.gov.au

«Щелкунчик…» в постановке Грэма Мерфи с подзаголовком «История Клары» в исполнении артистов Австралийского балета – спектакль новый, во многом необычный, даже если просто учесть, что в балете использована полная партитура П.И.Чайковского.

          К гениальной музыке Чайковского обращались очень многие постановщики во все времена и во всем мире. Кроме традиционной классической постановки Л.Иванова мы, зрители, видели и фрейдистскую версию М.Бежара, и вариант американского балета про Америку 1940-х годов: там музыка П.И.Чайковского обработанная Д.Эллингтоном. В России есть нетрадиционные постановки, например, в Москве в Музыкальном театре К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, и в Петербурге – с декорациями и костюмами М.Шемякина. В Германии – постановка Дж.Нормайера, в Дании идет «Щелкунчик» А.Ратманского, в Англии – версия К. Хэмитона, в Америке – совсем необычная джазовая, модернистская постановка Дж.Арлино.

          Естественно, что в Австралии не могли обойти такую благодатную для балетных спектаклей музыку. Хотя балетный театр в Австралии относительно молод, его интенсивное развитие началось в начале ХХ века, особенно бурно после посещения Австралии Анной Павловой в 1926 и 1929 годах. Кроме того, в 1936 году Австралию посетила труппа С.Дягилева. Дягилевские принципы «синтеза хореографии, музыки и живописи» применены и в балете «Щелкунчик, история Клары» Грэма Мерфи.

          Это балет о русской эмиграции начала ХХ века. Г.Мерфи, вдохновленный музыкой Чайковского, создал спектакль, где в центре -история русской эмигрантки, бывшей балетной артистки. Героиня представляет собой «сборный» образ – навеянный историей жизни и А.Павловой, и М.Кшесинской, и многих других русских артистов, волей судьбы оказавшихся в эмиграции.

          Перед зрителями проходит вся жизнь русской балерины – начало эпохи, дальнейшие события ХХ века, произошедшие в России. Оригинальна постановка спектакля. Многие хореографические решения необычны и выразительны, но при этом основаны на классике. Моментами зритель смотрит на происходящее как бы изнутри, наблюдая «из кулис». Танцы, поставленные в лучших традициях классики, не ненавязчивы, но позволяют ощутить прикосновение к «легендарному» русскому балету того времени. Постановщику, несмотря на огромнейший пласт охватываемой истории, удалось тонко сплести воедино прошлое и настоящее. Сказочная музыка Чайковского органично помогала создавать атмосферу нереальности происходящего, но на основе возможно действительно реальных событий.

          Действие происходит перед самым Новым Годом. Зрители «проживают» вместе с героиней все этапы ее жизни: девочка, девушка и, наконец, пожилая женщина. В конце они все три ипостаси героини соединяются воедино и умирают.

          На меня спектакль произвел неоднозначное впечатление. Кое-что в спектакле просто восхитило – и декорации, и костюмы, и драматическое решение сюжета, и несомненный профессионализм исполнителей. Но и, конечно же, сама хореография. Было приятно, что в ее основе все-таки лежит классический танец, но иного и быть не могло – музыка П.Чайковского не предполагают иного по определению! Некоторые отступления, например, когда героиня танцует с любимым ею офицером, касаются тех «новых» поддержек вверх ногами, которые портят впечатление от этой сцены – стиль прошлого теряется вместе … Тем более, что героиня одета в соответствии с костюмом Х1Х – ХХ веков – в удлиненное платье. И в конечном итоге получается смешно – при таких поддержках платье, естественно, запутывается…  И таких поддержек в то время и тем более в таких костюмах быть не могло!

щелкунчик или история клары
Chomikuj.pl

В сцене ВАЛЬСА (наши снежинки?) костюмы также непонятны – огненно-оранжевые пачки. Может быть, это вальс цветов? А короны на голове солистки – она роза? Кроме того, музыка Чайковского предполагает широту танца, что предопределено в музыке, а огненно-оранжевые пары только «кучкуются» на сцене, не более.

 Многое в спектакле вызывает непонимание. Даже название спектакля – «Щелкунчик: История Клары».  Ведь имя Клара – не православное имя, его нет даже в святцах. Именем Клара стали называть детей, насколько мне известно, только после большевистского переворота. И это тем более обращает на себя внимание, так как героиня ранее так названа быть не могла… Довольно плоско решено и дальнейшее развитие сюжета – появление толстых, мордатых крыс, одетых в военную форму с красными повязками на рукавах и размахивающих красными флагами, символизирующих, видимо, большевиков. Судя по всему, имеется в виду крысы-большевики пожирают все хорошее, что было….  Но, учитывая, что это относится к балету, получается очень странно. Ведь известно – в дальнейшем русский, тогда советский, балет испытывал необычайный подъем и достиг огромных высот, во всем мире им восторгались, как и прежде … Это всем известно, и не только нам. Все сказанное касается истории России, и относится, прежде всего, к постановщикам. Незнание балетной истории тем более значит только то, что не стоило тогда обращаться к подобной теме…

         Не все согласятся и с использованием еще некоторой музыки Чайковского. Это касается испанских мотивов. Точнее несоответствия костюмов и танцев самой музыке. Мне кажется, что и костюмы, и танцы скорее, цыганские, чем испанские.

          А появляющиеся восточные мотивы в музыке почему-то относятся к сцене с рабами, тянущими пароход по реке… Спору нет, это эффектно, зрелище завораживающее…. Это ХХ век! Может быть, постановщику подобную сцену навеяла картина И.Репина «Бурлаки на Волге»? Но ведь это даже не Россия, а Европа! Впрочем, подобных несуразностей в спектакле много.

          Но, несмотря на явные недостатки, в целом можно сказать, что спектакль интересен прежде всего оригинальными решениями и драматическими, и хореографическими, использованием необычных (в традиционном плане) декораций, создающих небольшими штрихами полную картину той или иной сцены, даже присутствием в спектакле спецэффектов. И, конечно же, запоминающимися танцами в исполнении поистине замечательных артистов, проникшихся драматизмом сюжета. В конце хочется опять вернуться к музыке П.И.Чайковского: ведь она, и только она, дает возможность создавать нетрадиционные сюжетные решения спектакля и подобные его концовки.

Рязанцева Юлиана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *