В Генуе летом нынешнего года разгорелся скандал. Представленные в Палаццо Дукале полотна Амедео Модильяни оказались подделкой. Подозрения о фальсификации двух десятков картин итальянского экспрессиониста мало удивили посетителей выставки. Более того, в период ажиотажа разгоревшегося в прессе, число желающих увидеть картины не уменьшалось.
Фальсификация произведений искусства десятилетиями отлаженный бизнес с многомиллионным оборотом. Шедевры, занимающие почетные места в крупнейших музеях по всему миру, часто оказываются созданными рукой талантливого мошенника. Десятки авторов, которым удалось виртуозно продублировать полотно выдающегося художника, обмануть зоркий взор искусствоведа, заслуживают внимания. Расскажем о некоторых из них.
Элмир де Хори – мошенник с точки зрения юриспруденции, является автором нескольких сотен полотен, которые по сей день находятся в коллекциях различных музеев. Выявить его подделку оказалось не простой задачей для специалистов. В поисках красивой жизни в 1947 году художник прибыл из Венгрии в Америку. Нью-Йорк не оправдал надежд, картины его почти не продавались, что и побудило копировать великих мастеров.
Де Хори кропотливо прорабатывал изображение, прорисовывая мельчайшие детали. Его разоблачили лишь спустя двадцать лет. В 1967 году разгорелся скандал, экспертам удалось выявить и доказать фальсификацию небольшого числа картин. Некоторые работы копииста Элмира де Хори остаются и поныне в музейных и частных собраниях по всему миру.
Художник не был предан суду, никогда не раскрыл список своих фальсификаций. Кроме того, Де Хори стал героем бестселлера Клиффорда Ирвинга «Фальшивка!», экранизированного Орсоном Уэллсом. Мимолетная слава и успех не способствовали счастливому будущему. В 1976 году Интерпол возобновил уголовное дело Де Хори. Узнав об этом, художник свел счеты с жизнью.
Другой предприимчивый делец Эли Сакхая, не будучи художником, наладил свой бизнес по созданию и распространению подделок. Владелец картинной галереи на Манхэттене он демонстративно выкупал оригиналы полотен выдающихся мастеров живописи. После заказывал копии, требуя мельчайшего воспроизведения, даже самых незаметных пятен на обороте холста. Кто был тем самым мастером, ловко создающим подделки неизвестно до сих пор. Сакхая умудрялся продавать сразу несколько «оригиналов», ничего не подозревавшим клиентам, вдобавок выдавая покупателю сертификат подлинности.
Отто Вакер в начале ХХ столетия предпочел заработать на картинах Винсента Ван Гога. Афера произошла в 1927 году на пике ажиотажа вокруг имени художника. Вакер объявил о наличии у него сразу трех десятков холстов. Устремившиеся к нему дилеры сперва не заприметили фальсификацию. Обман обнаружился в 1932 году, эксперты отметили искусное использование последних по тем временам разработок в области химии. Шесть полотен еще долгое время значились подлинниками.
Китайский художник Пей-Шей Цянь, как и его коллега по цеху Элмир де Хори, в 1981 году прибыл покорять Америку. На протяжении нескольких лет Цянь продавал картины на Манхэттене, но крупных заказов не поступало. Однажды, его работы заприметили испанские арт-дилеры. Братья Хосе Карлос Диас и Иисус Ангел обратили внимание на детализацию в полотнах Цяня. Первые заказанные ими копии внешне не отличались от оригинала. В поисках относительно легкого заработка испанцы поставили на поток фальсифицирование известных картин. Покупая на барахолках старые холсты и краску, искусственно состаривая полотна чайными пакетиками, они на протяжении десяти лет обманывали покупателей и экспертов. В 1990 году их схему раскрыли, предприимчивых дилеров приговорили к заключению. Талантливый копиист Пей-Шей Цянь с многомиллионным состоянием скрылся на своей родине в Китае.
Карьера художника Джона Майатта также не строилась. Собственные работы не продавались, а финансовый вопрос стоял остро. Ему нужно было кормить семью, супругу и двоих детей. Вынужденная фальсификация полотен стала единственным источников заработка. В отличие от коллег Майатт пошел иным путем. Дав объявление в газете о создании подлинных подделок живописи рубежа 19–20 столетий, он привлек внимание покупателей и обрел партнера в лице арт-дилера Джона Древе. Известно, что за годы сотрудничества ими было продано свыше двух сотен полотен. После заключения Джон Майатт сделал успешную карьеру в Скотленд–Ярде, где в качестве эксперта выявлял подделки художественных произведений.
Яркая личность Вольфганга Бельтракки интересна сама по себе. Странствующий хиппи, перевозчик наркотиков, он добрую половину жизни провел курсируя между Амстердамом и Марокко. Творческие способности Бельтракки проявились в раннем детстве. Не имея классического образования, он самостоятельно изучил несколько живописных техник, с легкостью копировал работы старых мастеров, виртуозно фальсифицируя произведения художников любой школы. Работы Бельтракки уходили с молотка престижных аукционов, принося доходы с шестью нулями. Подделка Макса Эрнста, например, была продана за 7 миллионов долларов в 2006 году. На суде рассматривалась фальсификация 14 полотен, проданных за рекордные 22 миллиона долларов.
Мастера подделки или искусные копиисты попадаются в руки правосудия далеко не всегда. Выявленные экспертами фальшивые полотна порой остаются без автора. Например, в Испании в 1930-х годах при попытке продать «Обручение Святой Урсулы» музею Метрополитен, граф Умберто Гноси, сам того не подозревая навел экспертов на серию подделок. Испанский Фальсификатор так назвали виртуозного художника, о котором неизвестно ровным счетом ничего. Искусные копии полотен мастера средневековья Хорхе Инглесома, по сей день не выдали свое истинного живописца. У создателя холстов нет имени, пола, национальной принадлежности, неизвестен временной отрезок, в котором он жил. Всего собрано полторы сотни подделок, приписываемых мифическому испанскому фальсификатору.
Скандалы в мире искусства вокруг имен известных мастеров различных школ явление частое. Выявление мошенника – событие редкое. Стоя в зале престижного музея, посетитель не может быть уверен, что перед ним истинный шедевр скажем Рембрандта, Веласкеса, Пикассо, Модильяни, Ван Гога. Искусная копия своего рода подвиг автора, который талантливо и виртуозно обманул зоркий глаз опытного эксперта. Порой самая современная техника, просвечивая насквозь полотно, не видит настоящего автора. Величие художественного произведения сохранит в истории лишь имя мастера, первосоздателя и крайне редко имя подражателя, каким бы талантливым он не был.
В 2017 власти Генуи закрыли выставку, в попытке урегулировать скандал. Выставочный зал объявил себя потерпевшей стороной. Кто бы ни был автором копий полотен в истории живописи навсегда останется лишь имя Амедео Модильяни.
Василина Столяр