Большой театр Москвы организация с многолетними традициями и особой репутацией. Спектакли тут идут без перебоев, замена – явление редкое, отмена премьеры – событие экстраординарное. Так почему налаженная за 241 сезон театральная машина дала сбой, когда исключила из репертуара балет «Нуреев»? Дирекция объявила о переносе спектакля, а не его отмене, оставляя у зрителя вопрос: «Стоило ли вообще затевать постановку?».
В 2015 году на исторической сцене театра состоялось триумфальное, как напишут некоторые СМИ, представление балета «Герой нашего времени». Композитор И. Демуцкий, хореограф Ю. Посохов и режиссер К. Серебренников на волне коммерческого успеха автоматически получили приглашение в данном составе продолжить сотрудничество с Большим театром.
Полнометражная хореографическая версия романа М. Ю. Лермонтова в трех актах и 15 картинах, с эпилогом была поставлена на основе сценария Кирилла Серебренникова. Он режиссер театра и кино, художественный руководитель «Гоголь-центра» известная персона в мире искусства, давно и успешно выступает в качестве сценариста. Многие постановки Серебренникова вызывают жаркие споры ввиду неординарности режиссерского решения, которое не всегда приходится по нраву публике. Оттого уже многие годы аудитория прочно разделилась на лагерь почитателей и антагонистов.
Серебреников всегда отличался несколько странным выбором тем с явным подтекстом. В 2013 году он был одним из авторов сценария к фильму «Чайковский», который Фонд Кино отказался финансировать. Заявленные на разработку 240 миллионов, благополучно остались не реализованными. Несомненно это был разумный и важный шаг, так как доверить киноверсию судьбы и творчества выдающегося русского композитора режиссеру и сценаристу сомнительной репутации, да еще с затратой такой суммы, было бы как минимум странно. Пару лет спустя, Серебренников инициирует постановку балета «Нуреев». Как нарочно, выбирая из богатейшего списка знаковых фигур страны тех, чья личная жизнь не дает покоя современникам.
Илья Демуцкий молодой, но уже широко известный композитор и дирижер, в чьей творческой копилке опера, три балета и серия произведений для симфонического оркестра. Вопросов к музыканту не имеется, ибо автор партитур для балета сегодня явление редкое и потому, заслуживающее уважения.
Юрий Посохов – хореограф, в прошлом блистательный артист балета, с богатым исполнительским репертуаром, чутьем и музыкальностью истинного постановщика. Хорошо известны его работы в качестве балетмейстера, отличающиеся изобретательностью и оригинальностью пластического языка.
В данном содружестве планировалось реализовать на исторической сцене Большого театра балет о непростой судьбе Рудольфа Нуреева. Биография артиста широко известна, как и печальная слава личной трагедии, на которой вероятно и собирался спекулировать К. Серебренников. Создается впечатление, что режиссеру не дает покоя слава балета «Чайковский» в постановке Бориса Эйфмана, к слову, признанного мировой общественностью выдающимся хореографом современности. Как показывает ряд театральных проектов Серебренникова, основной упор режиссер делает на коммерческий успех, что в данном случае было бы крайне не уместно. Нуреев – фигура знаковая для мирового балета. Биография танцовщика словно продиктована для большого кино. Сцена театра по определению была бы мала, да и всей глубины человеческой трагедии на ней не отразить. Странным кажется и выбор сцены – Большой театр, задающий тон всему культурному пространству нашей страны.
В марте этого года Кирилл Серебренников стал фигурантом дела о хищении миллионов. В июле его спектакль отменяют, не объясняя причин. Журналисты именуют данный шаг Большого театра «травлей», что по сути таковым не является. Ссылки на неготовность постановки не уместны, ибо объявление сделано после генерального прогона, который по факту состоялся.
Гадать о причинах не стоит, они лежат на поверхности данной ситуации. Здесь сошлись одиозная фигура режиссера с главным героем его спектакля. Большой театр – большие ошибки. Данное решение стоило принять еще в пору разработки идеи, дабы не занимать 600 артистов, затрачивать бюджет на заведомо обреченную постановку.
Давайте будем предельно честны и отметим, что проданные билеты, стоимость которых кусается, не предвещала посещение театра публикой, в действительности почитающей главный вид искусства нашей страны. Премьера в Большом – это бомонд, на который стекается так называемая элита, мифический высший свет. Планирование мероприятий, которыми затрагивает графики отпусков и посещение тусовок, людьми далекими от балетного театра. По добрым театральным традициям истинные балетоманы и специалисты имеют возможность или изыскивают таковую для посещения генерального прогона.
Крайне печальна картина современного балетного репертуара. Театры затрачивают миллионы на нежизнеспособные постановки, однодневки, утекающие из афиш также быстро, как появляются. Фигуру, несомненно, одаренного танцовщика Рудольфа Нуреева может быть все-таки стоит оставить для кино, работу над которым, кстати, уже полным ходом ведет блистательный Рэйн Файнс.
Следующий 2018 в нашей стране объявлен как «Год русского балета». Хочется верить, что отдавая дань памяти выдающимся мастерам отечественного искусства, на наших сценах появятся биографические балеты «Петипа», «Горский», «Фокин», список можно продолжить перечислением имен мастеров, которые прославили тот самый Русский балет.
Янина Гурова
Браво!