«Об этом все твердят, и я скрывать не вправе,
Что этот городской шум не служит к вашей славе.
Я очень рад, что вас так кстати застаю,
И кратко, в двух словах, скажу вам мысль свою…»
Ж-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик»
“Тартюф” Мольера-искрометная своими ситуациями и мыслями комедия, фарс, в своё время была запрещена за оскорбление священнослужителей. Впрочем, вскоре пьеса была очень востребована, и по сей день ставится на всех театральных сценах мира.
“Тартюф” в Мастерской – это современная комедия, хотя все шутки, вспоминая современный мир, становятся, на самом деле, отнюдь не смешными, а скорее грустными и страшными.
Основные декорации на сцене – гримерные столы с лампочками и все герои пьесы сразу же представляются актерами некоего театра, театра жизни. Впрочем, когда главные героини сбрасывают свои одеяния до кабарешных костюмов, сразу же появляются ассоциации с парижским Мулен Руж. Но и детская лошадка-качалка на сцене в антураже все тех же лампочек-подсветки, выглядит, как карусель, карусель людских судеб и смены жизненных ситуаций.
Мать Оргона, госпожу Пернель, крупную даму, с авторитетным мнением и активной жизненной позицией, играет Галина Бызгу. Громкое, эмоциональное начало спектакля, закончилось с уходом героини Бызгу, и спектакль обрёл другой стиль…, и комедия перетекла в трагедию.
Сергей Бызгу, исполнитель роли Оргона, блещет своей игрой. Лет десять назад, в спектакле Виктора Крамера “Село Степанчиково и его обитатели”, Бызгу сыграл Фому Опискина, такого же Тартюфа, любимца домочадцев, идеала благочестия, взявшего власть над всеми.
Оргон-Бызгу очарован, влюблён в Тартюфа, он готов и дочь замуж за него отдать, и состояние все отписать. Искусная игра Бызгу, меняющиеся настроения героя заставляет безоговорочно верить – Тартюф действительно лучший, нет ему равных. На цыпочках, шепотом, он интересуется о своём любимце, ему говорят, что жена его Эльмира больна, а он – “ну, а Тартюф, ах бедный?”
Бызгу-Оргон – блестяще сыгранный характер персонажа, живой, энергичный и в то же время наивный, придраться не к чему, и все же талант артиста, уверена, ещё ждёт своего звездного часа.
Появление Тартюфа в спектакле ожидаемо. Здесь стоит отметить хореографию спектакля, а вернее его пластическое решение. Тартюф, как кукольник, управляет домочадцами-марионетками. В капюшоне, с татуировками на руке и ноге, дерзкий, прямой в речах, но в тоже время лицемерный.
Максим Студеновский, звезда сериала “Два отца или два сына” с Д. Нагиевым, и артист, и композитор в спектакле. Он чувствует себя хозяином в доме Оргона, ценитель мелодий Сержа Гинзбура, ходит с голым торсом, заигрывает с женой своего покровителя, пользуется всеми привилегиями и, в конце концов, после разоблачения лишает Оргона всего. Тартюфа не пугает разоблачение, а наоборот, забавляет и… озлобляет.
Дорина (Алена Артёмова) блестяще играет роль. Остроумная, колкая на слова, каждая сцена с ее участием заслуживает особого внимания.
Жена главного героя, Эльмира (Полина Воробьева), молода, наивна и, в тоже время, хитра.
Пролог и эпилог Дмитрия Житкова – на смешанном русско-французском языке, он являет собой символ эпохи. Он и Флипот, служанка госпожи Пернель, он и Лойяль, и Офицер.
“Тартюф” Григория Козлова “Мастерской” вызывает двойственное впечатление. Казалось бы, бережное отношение к тексту Мольера, но, в то же время присутствует развязная манера исполнения. К счастью, находясь на грани вульгарности, но, все-таки, спектакль не переходит черту, не становится пошлым.
Кинопроекции на экране и стене, фотографии звёзд кино, сцены из фильмов, триколор, костюмы кабаре, Марсельеза, Je t,aime…, “Contre nous de lla tyrannie”…все и везде пропитано французским колоритом.
Финал “Тартюфа” – ликование справедливости. Лишь Оргон потерпел поражение и разочарование, не спасает его и торжество справедливости. Карусель жизни продолжает свой круговорот. Главный злодей наказан. А ведь на каждого тартюфа найдется тартюф и посильнее…
Рязанцева Юлиана
Прочитала рецензию на спектакль и удивилась : ни слова про табачный дым, сигареты. Их не было на сцене в 2017 году? Ходили на “Тартюфа” 07.06.2023 г., в антракте ушли с головной болью. Невозможно долго находиться в дымном помещении. Актёры сопровождают действие курением.
Здравствуйте, Уважаемая Марина. Есть разные режиссерские решения, не всегда авторы решают нужным в статьях обсуждать курение на сцене. Безусловно, мы против курения)