Сергей Бызгу — артист уникальный, второго такого нет и вряд ли когда будет, он актер от Бога, а для многих театралов давним давно истинно Народный артист. 4 декабря он отметил свое 50-летие!
С какими только артистами пытались сравнить Сергея Бызгу…— он уникален. Сам он говорил о себе так: «Я комик, хотя мне близка трагикомедия, это самый сложный и прекрасный жанр».
Каждая его роль воистину становится событием в театральном мире. И запоминается не то что надолго, а просто навсегда!
С одной из самых первых ролей в Театре им. А. Пушкина (сейчас Александринском театре) роли Митрофанушки в спектакле «Недоросль» началось успешное восхождение Сергея Бызгу по театральной лестнице.
Многие вспоминали позднее, что зрители спешили на этот спектакль, чтобы увидеть Митрофанушку-Бызгу, до такой степени точным было «попадание» молодого артиста в образ.
Но самым звёздным стало для Сергея Бызгу участие в Театре «Фарсы».
Каждый спектакль с его участием останется в памяти надолго у всех, кому посчастливилось видеть эти постановки. Прошло уже много лет, как нет замечательного театра «Фарсы», но память сохраняет спектакли театра, будь то «Фантазии, или Шесть персонажей в ожидании ветра», или «Вохляки из Голоплеков, или Сонное мечтанье», «Село Степанчиково и его обитатели» и другие.
В «Фантазиях…» одним из объединяющим персонажем, ожидающим ветра, является именно персонаж Сергея Бызгу. Это главная фигура действия, которая как бы проходит сквозь все фантазии, свои и чужие.
Благодаря Сергею Бызгу, его персонаж запоминается как никто другой. «Во всем его облике есть что-то от великого Чарли Чаплина, у которого всегда смех граничил с грустью. Да и весь образ, созданный актером, заставляет вспомнить великого немого. Его персонаж и «бродяга и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в целом это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях» (Ч. Чаплин). А другая фантазия из спектакля, «Видение», пожалуй, самая трогательная и волнующая. Все рушится: ветра нет, воздушный змей порвался… герой остается совсем один.
Видение, фантазии захватывают героя… И вдруг, к своему изумлению, видит сквозь этот рисунок ту самую девушку, что родилась в его фантазии. Он тут же влюбляется, смущается, не знает, как подойти, сомневается… Но все-таки решается и бежит к своему видению. Подбегает… Но девушка исчезла, растворилась в мечтах… В горе и он сам начинает таять вслед за своей красивой фантазией… Свет начинает постепенно гаснуть, и зал погружается в темноту. На глазах навернулись слезы, а душа расцвела…».
В спектакле нет ни одного слова, только пластика — тем удивительнее и трогательнее то, что происходит на сцене… мечта не сбылась, но она остается в его сердце и в душе!
По промелькнувшим в спектакле фантазиям можно говорить не только о красоте души, но и о человеке в целом. Не случайно Виктор Гюго заметил: «Больше всего походят на нас наши фантазии…».
О еще одной поистине звездной роли Бызгу в театре «Фарсы, о роли кучера Ефрема в спектакле «Вохляки из Голоплеков, или Сонное мечтание» хочется вспомнить обязательно.
Кучер Ефрем особенно колоритен в исполнении Сергея Бызгу. Эта роль одна из самых характерных и запоминающихся. Недаром на Шестом международном фестивале «Балтийский дом» приз «Фарфоровая Мельпомена» была вручена блистательному Сергею Бызгу, исполнителю роли кучера Ефрема в этом чудном спектакле. Ему удалось создать «полнокровный образ русского мужика – «борода лопатой» – основательного, рассудительного, имеющего свой взгляд на все, и, иногда даже умеющего в чем-то убедить своего барина. Ефрем хорош во всем — он мастерски рассказывает (не только барин, Аркадий Артёмьевич и его слуга Селивёрст застывают от страха, но и зрители начинают ежиться, невольно становясь свидетелями душераздирающей истории о теленке и жене-русалке…).
Еще об одном восхитительном спектакле театра «Фарсы» с участием Сергею Бызгу в главной роли хотелось бы вспомнить. Это спектакль «Село Степанчиково и его обитатели».
Роль Фомы Фомича Опискина в исполнении С. Бызгу, пожалуй, одна из самых запоминающихся и глубоких. Фому Опискина играли многие, но абсолютным, не побоюсь это определения, попаданием в образ оказалось исполнение именно Сергеем Бызгу.
Бызгу играл роль Фомы Опискина по-своему – Фома в исполнении С. Бызгу вовсе не отвратителен и не «плюгавенький человечек». Он, скорее, притягателен чем-то неуловимым, и если и похож на «всех зверей разом, то только внутренне. Часто главного героя пьесы играют слишком плоско, делая его столь отвратным и грубым, что он становится отвратителен даже зрителям спектакля, что в корне неверно — ведь тогда остается совершенно неясным почему же ему так верят и поклоняются обитатели дома? Опискин-Бызгу невероятно привлекателен, он обладал притягательной силой настолько, что все дальнейшие действия обитателей села Степанчикова с отношение него совершенно оправданны.
С. Бызгу с первого момента появления захватывает все внимание зрителей.
В спектакле Фома Фомич-Бызгу создавал самый емкий и самый неповторимый образ по разносторонности своих пороков и противоречивости характера. В то же время о глубоко оригинальный. «Опискин — Бызгу плут и лицемер, но лицемер, сам зачастую невероятно верующий в свою ложь и не преследующий подчас никакой для себя видимой выгоды».
Можно много вспоминать этот чудный спектакль и глубокое, вдумчивое исполнение роли Фомы Опискина в исполнении Сергея Бызгу. Спектакль навсегда останется в памяти тех, кому посчастливилось увидеть «Село Степанчиково …».
Спектакли театра Комиссаржевской, где теперь играет наш юбиляр, позволил раскрыться его таланту и в других ипостасях.
Прелестный спектакль «Графоман» с С. Бызгу в главной роли по рассказу А. Володина «Стыдно быть несчастливым». Спектакль о скромном инженере по технике безопасности Мокине. «Во многом это спектакль-монолог, ведь от скучной советской действительности Мокин – тихий, ранимый, порой смешной и нелепый – спасается в своем тайном увлечении – сочинении стихов. От затягивающей, безнадежно глупой действительности возможно убежать только таким образом, тренируя свой мозг, придумывая, додумывая ситуации, создавая свой мир. Периодически происходит столкновение мира реального и мира, придуманного самим Мокиным, и вот тогда рождаются пронзительными, обнаженные до нерва монологи, когда зритель, затаив дыхания, слушает Мокина – Сергея Бызгу, абсолютно верит ему, переживает за него. Артист умеет достучаться до каждого сердца и никого не оставляет равнодушным». Эта роль С. Бызгу перекликается с Фарятьевым из «Фантазий Фарятьева» – перед нами скромный, застенчивый и несчастливый человек — Бызгу удивительно тонко удалось передать оттенки души героя.
Невозможно не сказать и о еще одной постановке, несмотря на то, что этот спектакль вызвал ожесточенные споры, удача Бызгу здесь, как актера, несомненна. Речь идет о «Сиротливом Западе» по пьесе МакДонаха. Трагифарс, в котором участвует герой С. Бызгу с одной стороны фантасмагоричен, а с другой очень реален там, где все это происходит.
«Дуэт братьев по спектаклю, в исполнении А.Баргмана-Коулмена и С. Бызгу-Валена поистине представляет собой захватывающее зрелище и по диалогу между ними, и по непреходящим ссорам, вплоть до желания взаимного убийства друг друга». Перед Бызгу стояла сложная задача — создать с одной стороны образ страшный по своей сути и нелепый с другой.
Писать о ненормативной лексике в устах братьев, и в устах Валена-Бызгу в том числе, нет смысла, по тому что, считаю, она совершенно оправданна – иначе невозможно было раскрыть главную и очень актуальную тему пьесы МакДонаха.
Один из последних интересных спектаклей, в которым зрители имели счастье увидеть Сергея Бызгу, это «Дом, который построил Свифт». Зрители, знающие Сергея Бызгу, думаю, не сомневались, что ввод его в спектакль будет крайне удачен именно для самой постановки. Вкрапление гротескных сцен с участием дворецкого Патрика в исполнении Сергея Бызгу смотрится на одном дыхании.
«Сергей Бызгу находит изюминку в каждом образе, наполняя роль запоминающимися элементами фарса и импровизации. Так в сцене признания в найме актеров артист неожиданно выходит из рамок текста — зрители становятся свидетелями эпизода страстной любви, дотоле неизвестной никому, его самого и сестры милосердия Ванессы, дополняя ее страстным поцелуем в конце и далее вынужденным столь трагичным расставанием». А в дальнейшем зрители становятся свидетелями сцены «страшного» суда над мошенником дворецким, где Патрик-Бызгу предстает совершенно растерзанным. Благодаря Бызгу, артисты отходят от изначального текста пьесы, но в театральной фантазии такое вполне возможно. Кроме того, подобные импровизации только «взбадривают» зрителя и делают постановку незабываемо интересной.
За свои столь запоминающиеся образы Бызгу неоднократно удостаивался престижных театральных премий, но, самое главное, он снискал признание и любовь зрителей. Все персонажи, все роли вновь и вновь всплывают в памяти тех, кто видел постановки с ним.
Недавно в художественном фильме «Батальон» зрители смогли увидеть С. Бызгу в необычнейшей для себя роли Афанасия Бочкарева, мужа главной героини. Необычной потому, что, зная Сергея Бызгу по многочисленным ролям в театре и кино, подобных отвратных персонажей он не исполнял, особенно в кинематографе. Можно смело сказать, что «режиссер фильма Месхиев открыл в Бызгу-актера с другой стороны — перед зрителя появился жестокий тиран, мстительный, злобный, способный избить, и возможно даже и убить женщину…».
Еще одна грань юбиляра – это преподавательская работа, работа с детьми – он создал детскую театральную студию «Театр-класс». Сам Сергей Дмитриевич утверждает: «Я убежден, что все дети талантливы. Когда мы даем им возможность себя проявить, то получается настолько сильный эффект, что профессиональный театр выглядит слабее. Я вообще многому учусь у детей».
В 2016 году Детская театральная студия «Театр-Класс» отмечала свое 20-летие! Один из самых запоминающихся спектаклей студии, который с успехом идет много лет, это спектакль «Летят по небу шарики (детские и недетские фантазии)». Запоминающийся потому, что в нем не произносится ни одного слова, все решено при помощи пластики, что особенно ценно — ведь обучить детей пластическим движениям так, чтобы всем зрителям было все понятно, дорогого стоит. В спектакле нет сюжета, как такового — перед зрителями чередуются отрывки жизни, жизни любого человека – первое чувство влюбленности, расставание, обида и одиночество…. Все эти чувства испытывал когда-то каждый зритель, находящийся в зале. И такие пронзительные воспоминания, воскрешенные в памяти, вызывают теплоту и в тоже время дают, в прямом смысле, силы для жизни.
В интервью газете «Невское время» Сергей Бызгу говорил о своей студии: «В нашей театральной студии занимаются дети от 5 до 18 лет. Мы не ставим пьес, а делаем спектакли сочинительские. Дети не могут играть роли. Мы объединяем разные пьесы, где можно найти детскую природу. (…) Как режиссер, я выбираю те истории, которые интересны как высказывание, (…) где много иронии, параллелей с сегодняшним временем. На наш взгляд, все дети талантливы. Когда мы даем им возможность себя проявить, то получается настолько сильный эффект, что профессиональный театр в каких-то вещах выглядит слабее (…). Я вообще учусь у детей. Профессия актера – детская профессия. Артист как большой ребенок, и ему нужны и наивность, и открытость, и чистота, которые он находят в детях».
Вот как писали о Бызгу-педагоге: «Он мог бы быть самым любимым и талантливейшим воспитателем в самом-самом лучшем детском садике. Он сумел бы научить детей всем тайнам природы: шуму дождя, шелесту травы, таинственному и прекрасному шепоту птиц… Он – сказочник и волшебник…
Он мог бы возиться с малышами с утра до поздней ночи, мог бы мастерить с ними воздушных змеев, надувать огромные радужные мыльные пузырики, ловить солнечных зайчиков, кормить воркующих голубей, собирать нежные и душистые полевые цветы и… он мог бы научить детей любить этот удивительный мир и мечтать, упоённо и трепетно мечтать… Ибо сам он – мечтатель, романтик и волшебник!». А вот что сказал про Сергея Бызгу его партнер по спектаклю «Плутни Скапена» Роман Нечаев: «Так беззаветно любить профессию и передавать ее юным поколениям это единичный случай…». Вот такой яркий человек и артист живет в Петербурге в одно время с нами.
И становится радостно от сознания того, что знаешь – существует такой уникальный, блистательный артист, от творчества которого становится так солнечно и тепло на душе!
Наталия Шелухина
Литература:
Был такой театр — «Фарсы» — долг памяти… – https://alcurium.com/2016/07/12/id_2297/
Мысли вслух – https://alcurium.com/2015/02/13/id_270/
Женский батальон – https://alcurium.com/2015/03/01/id_421/
Дом, который построил Свифт – CURIUM, №2, 2015
Афоризмы и цитаты Виктора Гюго – http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-viktora-gyugo
«Городовой» – http://www.teatr.gorodovoy.spb.ru/news/766754.shtml
Сергей Бызгу – творческая встреча в Доме Актёра – http://himery.ru/23-sergey-byzgu-tvorcheskaya-vstrecha-v-dome-aktera.html