5 июля 2016 года исполнилось 115 лет со дня рождения Сергея Владимировича Образцова.
Джульетта Мазина, с который С. В. Образцов дружил, после посещения Москвы на вопрос «Что вам понравилось в Советском Союзе?», не задумываясь, ответила: «Образцов».
«Во всем мире нет другого Образцова. Он сам изобрел свою профессию. Он никогда не учился на кукольника, а стал первым из лучших», – так написал о Сергее Образцовее Корней Чуковский.
Сергей Владимирович Образцов — уникальный человек, отдавший почти 70 лет своей жизни любимому делу и своему кукольному театру.
Сергей Образцов – человек удивительный, заинтересовавшись в юности театральными куклами, он посвятил им всю свою жизнь, основав собственный кукольный театр, гастролировал со своими спектаклями за рубежом. Он действительно всю жизнь играл в куклы!
С. Образцов родился в Москве в 1901 году, родители его никакого отношения к театру не имели – отец был железнодорожником, а мать учительницей. А вот их сын оказался очень творчески одаренным — учился на живописном факультете Высших художественно-технических мастерских /ВХУТЕМАС/, а потом, в 20-х годах, работал в Музыкальной студии Московского художественного театра у В. Немировича-Данченко. И именно к 1920-м годам относится первое обращение Образцова к куклам. Уже с 30-х годов он становится создателем нового жанра – пародийного выступления с куклами. Сам Образцов назвал это – «Романсы с куклами». Незабываемые миниатюры, высмеивающие обывательское мещанство и пошлость – «Минуточка», «Налей бокал», «Хабанера», «Мы сидели с тобой» – хоть раз, увидев которые, забыть уже невозможно.
Уже в том же 1931 году Сергей Образцов создает свой Театр кукол, такого театра еще не было, он создал истинно уникальный театр. С этого времени Образцов почти 70 лет являлся его бессменным руководителем.
С. Образцов автор многих книг – «Актёр с куклой» /1938/, «Моя профессия», которую он писал много лет /вышла только уже после его смерти в 2009 году/, в которой он рассказывал о выступлениях на эстраде с куклами, и о работе режиссером, о руководстве Государственным центральным театром кукол, пишет он и работе в документальном кино, и приоткрывает свою творческую лабораторию. В этих книгах интересно прочитать о принципах, которыми руководствовался Образцов в работе, о самой системе режиссерской, актерской работе в театре, об анализе и достижений, и неудач.
За свою долгую жизнь Образцов сделал очень много для разработки теории и методики театра кукол. Определяя жанровые особенности такого театра, Сергей Владимирович много придумал в изобретении системы «работы» кукол. И самое главное, Образцов воспитал не одно поколение великолепных режиссеров, актеров и художников именно для театра кукол. Теперь многие из них работают в детских театрах нашей страны и за рубежом.
Сергей Образцов написал-нарисовал уникальную книжку-альбом для совсем маленьких детей, 6-8 лет, дошкольников и младших школьников. Книга очень необычная, традиционного печатного текста в ней нет, да это и не текст вовсе, а речь, которая ведется во втором лице, автор обращается прямо к маленькому читателю. Будучи директором самого главного кукольного театра, Сергей Владимирович сам придумывал кукол, сам рисовал декорации к своим спектаклям. Эта книга представляет собой книгу-альбом, где все иллюстрации нарисованы обычным фломастером. И в ней автор рассказывает о своем кукольном театре, понятным для детей языком. Книга-альбом напоминает детские тетрадки с рисунками, которые зачастую заменяют слова, а фразы, написанные детским почерком, перемежающиеся с картинками, конечно, понятны маленьким читателям. Особая прелесть книжки и состоит именно в такой ее необычности. Рассказ начинается прямо с рождения и постепенно на страницах книжки-альбома разворачивается вся жизнь автора, одни из самых увлекательных частей становятся главы, рассказывающие о том, как создается спектакль. Все, что находится на страницах притягивает, заинтересовывает – не оторваться. Лучшей книги для детей о театре, написанной так просто и понятно, не найти.
Книга «Я всю жизнь играю в куклы» читается очень легко, на одном дыхании и детьми, и взрослыми, привлекая одним своим видом!
Как говорится театр начинается с вешалки, а театр Сергея Образцова начинался с Музея театральных кукол. Зрители приходили и приходят сейчас в театр задолго, чтобы посетить этот уникальный музей, можно до бесконечности рассматривать коллекцию кукол. Музейная коллекция насчитывает около 3000 кукол и все они являются оригиналами, привезенными из разных стран мира. Надо отметить, что сама выставка, занимающая большое фойе театра, всегда вызывала огромный интерес у зрителей, но попутно возникали вопросы и к ее устроителям. Сергей Владимирович перед началом спектакля лично проводил экскурсии, рассказывая историю развития кукольного театра.
За всю историю Главного детского театра страны, театра Сергей Образцова его посетило огромное количество людей, детей и взрослых. Многие знаменитые люди побывали в нем. Это и главы государств и правительств разных стран, и не одна сотня выдающихся деятелей искусства, культуры, науки – Жерар Филип, Софи Лорен, Ив Монтан, Индира Ганди, Эдвард Кеннеди и многие другие.
Но не только куклы интересовали знаменитого режиссера-кукольника. С.В. Образцов говорил: «Книги нужны режиссеру как воздух, без них нельзя поставить ни одного спектакля. Это – самые большие помощники в работе, самые лучшие друзья. Я собрал книги по истории русского и западного театра и театра кукол; книги по живописи, архитектуре, культуре, истории костюма всех времен и народов. Кроме того, я стараюсь собирать все, что будит мою фантазию, что близко кукольному театру. У меня есть монгольские маски, куклы теневого театра с острова Ява, кустарные игрушки старых мастеров… А в больших старинных часах играет целый оркестр обезьян. Всех кукол, с которыми я обычно выступаю на эстраде, я обыкновенно делаю сам, в этом кабинете, за моим столом».
За всю жизнь Образцов коллекционировал не только кукол, но и те впечатления, которые испытал, читая книги, смотря разные спектакли и даже впечатления от живописных полотен.
Свое богатое литературно-творческое наследие, систему режиссерской, актерской работы С. В. Образцов изложил во многих, написанных им книгах – «Актер с куклой», «Моя профессия», «Эстафета искусств», “По ступенькам памяти”, “Моя кунсткамера”, “О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон”, “Театр китайского народа” и многих других.
Об «Эстафете искусств» хочется сказать поподробнее. Это книга-размышление о видах искусств, о том, как эти виды взаимодействуют между собой. Размышления эти даны в свободной форме — перед нами не искусствовед, книга написана человеком, знающим то, о чем пишет, так сказать, изнутри. Возможно, некоторые оценки и спорны, но автор всегда был открыт для дискуссий. А сугубо личное отношение к искусству в целом заслуживает уважение и вызывает неподдельный интерес. Книга, как всегда, написана С. Образцовым очень увлекательно и читается необыкновенно легко.
Еще одной уникальной книгой является «По ступенькам памяти», написанная Образцовым, и изданная в 2001 году, представляющая воспоминания артиста и общественного деятеля. В ней он рассказывает о многом – о своей военной одиссее и современном мире, о нравах в мире искусства. Он не боится высказывать свое мнение, ведь в современном мире и искусстве устраивало далеко не все, например, особая мода в искусстве: «Мода во всяком искусстве, не только театральном, — всегда плохо. Всегда штамп. А что в искусстве может быть опаснее штампа? Это ведь злокачественная опухоль. Рак. Надо удалять».[2]
Весь творческий путь Образцова, как режиссера, отмечен многими запоминающимися спектаклями, такими как «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Веселые медвежата» (1945), и, конечно же, знаменитый «Необыкновенный концерт», появившийся в 1946 году. Через три года, как состоялась премьера, чиновники вдруг опомнились и спектакль был запрещен, официально было объявлено, что он занимается очернительством светской эстрады… Но Образцов так искусно переделал спектакль, заменив неугодные властям номера и добавив новые, что в итоге спектакль только выиграл от таких перемен. Первоначально роль конферансье Образцов исполнял сам. Окончательно вернуть все первоначальные номера концерта удалось только в 1968 году.
Незабываемый спектакль шел на сцене огромное количество раз и, казалось бы, столько лет спектаклю, а шутки конферансье оказывались актуальны и смешны во все времена. В процессе времени добавлялись саркастические фразы про современность. В то же время концертные номера оставались неизменны и не менее интересны – хор аптечного объединения, дрессировщики и вокальные номера, танцы и бесподобные чавалы. В «Необыкновенном концерте» отражены все жанры искусства, но гвоздем программы является, конечно, незабвенный Эдуард Апломбов. Первоначально роль конферансье Образцов исполнял сам. Позднее он заговорил неподражаемым голосом Зиновия Гердта, который стал исполнять эту роль. Спектакль бессчетное количество раз выезжал заграницу и конферансье, естественно, приходилось играть на местном языке. З. Гердт так искусно проделывал это, что все зрители были абсолютно уверены, что артист знает их язык. На самом деле, Гердт, владея в совершенстве искусством звукоподражания, так имитировал местный язык, ведя концерт, что зрители все понимали! Любимая фраза Эдуарда Апломбова: “Уважаемые зрители, я все думаю: не слишком ли я культурен для вас? /и, слыша реакцию зала/ – Не слишком?” Или, например, такие его высказывания: «Моя задача поднять ваш культурный уровень так, чтобы вы этого не заметили», «Соотечественников за границей узнают по выражениям». Навсегда запоминаются и концертные номера спектакля — Жозефина Дебош, и Хосе Аморалес, французская певица Мари Жють и фокусница Шахерезада Ивановна, номер с цыганами и незабываемая Венера Пуговкина. Изумителен номер оркестра из бытовых предметов. Все номер концерта всегда сопровождаются оглушительными аплодисментами. Это классика – на все времена, чудесный спектакль, от которого получаете массу удовольствия и мощный заряд позитива надолго!
Не одно поколение зрителей Сергей Владимирович Образцов одарил возможностью пообщаться вживую с «говорящими» куклами. В своих книгах он подробно описывает довольно сложный процесс создания кукол, сам механизм, при помощи которого они приводятся в движение, но много пишет и об актере-кукловоде, который не только создает сценический образ того героя-куклу, которого приводит в действие, но создает и художественный образ, ничем не отличающийся от ролей в драматическом театре. Полностью погружаясь в анализ, Образцов постоянно искал новые формы в кукольном театре, новые решения в конструировании и кукол и ширмы, необходимой в кукольном театре, создавал новые декорации и т.д. А самое главное, Образцов таким образом поднимал искусство актера-кукольника на новую высоту, который становился полноправным действующим лицом в спектакле, а не только «подсобным» рабочим в нем.
Узнав, что Сергей Владимирович написал очередную книгу (Образцов выпустил 15 книг, почти все они посвящены искусству) знакомые стали настоятельно рекомендовать ему вступить в Союз писателей. Услышав это, Корней Чуковский взялся написать рекомендацию. И вот, что он написал:
«В Союз советских писателей.
Я поставил бы себя в самое смешное положение, если бы вздумал рекомендовать в наш Союз такого замечательного писателя, как Сергей Владимирович Образцов. Ни в чьих рекомендациях он не нуждается. Хотя он обладает множеством блестящих дарований (он и кукольник, и живописец, и актер, и режиссер, и музыкант, и оратор) – ни одно из этих дарований не может затмить его сильного литературного таланта. Далеко не всякий цеховой литератор мог бы написать с таким искусством, с таким глубоким проникновением в дело исследование о тысячелетней культуре китайского театра, с каким Сергей Образцов создал свою монументальную книгу “Театр китайского народа”. Другие книги С. В. Образцова “Моя профессия” и “Что я видел… в Лондоне” тоже не нуждаются ни в каких похвалах. В данном случае важно одно: это произведения зрелого автора и в них нет ни грамма дилетантизма. Мы, писатели, можем только гордиться, что в наши ряды вступает такой сильный и талантливый мастер слова.
Корней Чуковский
27 ноября 1962 года. Москва».
Сергей Владимирович был легким и остроумным человеком, это подтверждается многими забавными историями из его долгой творческой жизни. Вспомним некоторые из них.
«Образцов беседует в театре с руководителем Первой актерской группы, народным артистом России С. С. Самодуром.
– Семен Соломонович, вы сегодня последний день на бюллетене?
– Да, Сергей Владимирович. Завтра выхожу на работу.
- А почему от вас так пахнет алкоголем?
- Так ведь у меня грипп!»
* * *
«… Манчестер. Образцов находится в гостях у настоятеля Кентерберийского собора Хьюлета Джонсона. Они пьют чай и беседуют на религиозные темы. Образцов рассказал, что в Индии верят в переселение душ, в то, что душа умершего человека может стать душой животного.
- Да, да, конечно, – подтверждает Джонсон. – Когда в моем саду после дождя на дорожку выползает червяк, я отношу его на грядку и говорю: “Бедный Гитлер”».
* * *
Сергей Владимирович спрашивает внучку Екатерину:
– Что тебе подарить, чтобы ты наконец бросила курить?
– Машину.
– Кури!»
* * *
Врач больницы 4-го управления (“Кремлевка”) спрашивает у Образцова:
– На что жалуетесь, Сергей Владимирович?
Тот отвечает:
– На возраст.
– А как вы ощущаете свой возраст?
- Да никак. Только стало лень доставать тапочки из-под кровати».[4]
А после возвращения из поездки в США Образцов привез два целлофановых пакетика с двумя малюсенькими крокодильчиками. Все вначале подумали, что это какие-то механические игрушки. Ничего подобного — самые настоящие крокодильчики. Пришлось наполнять ванну, и они жили там пока не доросли до внушительных размеров. Потом до слез было обидно от расставания с ними…
Как оказалось потом, что Образцов не мог не прихватил их с собой потому, что их подарил сын великого Ф. Шаляпина!
У Сергея Владимировича было много наград, но самой ценной и любимой для него была награда, присужденная ему польскими детьми — это Орден Улыбки. А лучшим памятником С. В. Образцову всегда был и есть детский восторг, и взрослый смех!
Вот таким человеком был Сергей Владимирович Образцов, человек даривший людям море любви и добра, человек, который всю жизнь играл в куклы..
Наталия Шелухина
Литература
- http://stud24.ru/culture/obrazcov-sergej-vladimirovich/12260-30522-page2.html
- С.В. Образцов. По ступенькам памяти. — М.: Время, 2002, с. 295.
- http://profilib.com/chtenie/137585/aleksandr-khort-ne-tolko-kukly-4.php
Очень интересно! спасибо, удивительный человек
Спасибо, отличная статья…До сих пор смеюсь над старыми шутками , над оркестром из бытовых предметов в “Необыкновенном концерте” и дураком профессором,бившимся лбом об дверную коробку.А также над юной пианисткой примерно 4х лет – Сусанной Голенищевой(которой захотелось по большой нужде не вовремя )