Испанский народный танец «Болеро» в памяти обывателя вызывает цепочку фамилий Плисецкая–Бежар–Равель. Имя балерины на первом месте, потому как именно она обессмертила хореографию выдающегося балетмейстера, способствовала новому витку популярности музыки видного французского композитора.
Идеологом и создателем известного балета был Морис Равель. В 1928 году он задумал написать сочинение, в котором эмоциональное напряжение будет нарастать в результате постоянно повторяющегося звучания в едином темпе. На фоне неизменной ритмической фигуры проводятся две основные музыкальные темы, один за другим вступают инструменты, пока не сольются в унисон. Первое триумфальное исполнение «Болеро» состоялось 28 ноября того же года, в постановке Брониславы Нижинской, созданной специально для Иды Рубинштейн. Несколько лет спустя Нижинская возобновила спектакль (1932), затем его воплотил на сцене для той же Рубинштейн Михаил Фокин (1934/1935), позднее – Антон Долин (1940). Все постановки стали частью истории, к которой были причастны многие известные хореографы, артисты, художники. Бессмертие пришло к «Болеро» Равеля в 1961 году, когда 10 января состоялась триумфальная премьера балета М. Бежара.
Майя Плисецкая начала танцевать данный спектакль в 1978 году, когда он уже был достаточно известен, в особенности, после исполнения ведущей партии Хорхе Донном. Балерина первой изъявила желание исполнить его, о чем написала хореографу. Спустя год Бежар пригласил Плисецкую в Бельгию, где она в Театре де ла Монне состоялся ее блистательный дебют в «Болеро».
Широкой публике известен одноименный фильм-балет 1978 года, в котором Плисецкой без малого пятьдесят лет. Хореография – испытание на выносливость, беспрерывное действо исполнено балериной без тени усталости, со свойственной ей страстью. Магия танца подвластна только Плисецкой, которая заставляет зрителя, не отрывая взгляд, следить за каждым ее движением. Истинный успех и признание публики в балете Бежара обрели только она и Хорхе Донн. В связи с этим возникает вполне резонный вопрос: что послужило тому причиной? Вероятно, разгадка кроется исключительно во внутренне силе, энергии, которая таится в артистах. Хореографический текст не сложный, но интересный, драматургически созвучный музыке и точно передающий эмоциональное напряжение. Артист, который стоит, на замкнутом ограниченном пространстве – столе, руководит всем происходящим. Бежаром, под властью музыки Равеля, заложено некое первобытное начало. Круг, центром которого является стихия – бесполая, страстная движущая сила, дающая толчок всему живому. Мы можем воспринимать танец как ритуал, схожий тем, что проводили древние люди в стремлении умилостивить природе. Плисецкая, одаренная танцовщица и драматическая актриса, внутренняя сила которой завораживает зрителя, подчиняет себе. Прикованные к ней взглядами, молчаливые соучастники следят за тем, как танцовщица завладевает их душами. Она, словно первобытный вожак, возглавляет и управляет всем, что ее окружает. Повторяющийся ритм, постепенное ускорение, в совокупности с хореографическим текстом, исключительно в исполнении Плисецкой заставляют пересматривать это произведение раз за разом, находя в нем все новые нюансы.
Многие артисты пытались повторить успех Плисецкой, но тщетно. Будучи порой более техничными, они не могут воспроизвести то волнующее напряжение, эмоцию, настроение, которое вкладывала в каждое движение балерина. Только она проживала историю на сцене, сплетая воедино музыку и танец так, будто она экзальтированно импровизирует, поддаваясь сиюмитному порыву души.
Уход Плисецкой завершил эпоху славного существования многих постановок, в числе которых и «Болеро». История покажет, будут ли у нее приемники и ученики, в чьих силах повторить то, что она создала. Ведь балерина внесла в постановку то, что обессмертило сочинение Равеля–Бежара.
А. Василенко
и я с вами… Вечная память
Исповедь балерины
Владимир Шебзухов
.
Памяти Майи Плисецкой*
.
Взгрустнула, как-то, балерина…
Всеми любимая Звезда,
Блестящим танцем, как всегда,
Весь зал сегодня покорила!
.
Но грусть в раздумье не случайна,
Хоть и устала от похвал.
«В театре – молвила печально –
Специалистов – полный зал!
.
Не проходили взглядом мимо –
Как выдала СЕГОДНЯ прима
Своё очередное “ПА”!
Знать, свой азарт на них напал…
.
По мне, желательно, чтоб зритель,
Чего-то нового любитель,
Придя впервые на спектакль,
Где не смеялся и не плакал
Над тем, иным ли “ПА” блестящим,
.
Столкнулся с нечто… Настоящим!»
…….
*По диалогу
М.Плисецкой и С.Капицы